Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / сентябрь 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Раушан Теляшев: мы проводим масла через все испытания

Интервью с Раушаном Теляшевым, заместителем генерального директора ЛЛК по науке и технологиям

Изменение структуры российского парка автомобилей, увеличение доли и количества современных машин неизбежно подталкивают производителей к переориентации на смазочные материалы высокого качества. До недавнего времени данную проблему вполне решал импорт соответствующей продукции.
Однако высокая стоимость западных масел при значительных объемах их использования негативно сказывается на рентабельности производства. В "ЛЛК-Интернешнл" убеждены, что импортозамещение отечественными разработками — вполне решаемая задача. О перспективах производства новых современных масел ЛУКОЙЛа рассказывает Раушан ТЕЛЯШЕВ, заместитель генерального директора ЛЛК по науке и технологиям.

 

Какие тенденции на рынке смазочных материалов наиболее отчетливы на данном этапе?

Наблюдается рост экономического развития страны. Как следствие, обновляется автопарк, причем, как за счет импортных автомобилей, так и современных моделей российских производителей. Кроме того, завозится много импортного технологического оборудования и новой техники, что в свою очередь, требует использования современных видов смазочных материалов. Серьезное обновление оборудования произошло и на многих отечественных заводах.

Пока спрос, в большей степени, удовлетворяется за счет поставок импортных масел. Их стоимость, как известно, довольно высокая, в крупных холдингах масла стали довольно затратной частью, поэтому  мы приступили к работе над импортозамещением. Разрабатываем новые продукты и рецептуры. Работаем над получением допусков иностранных производителей техники. Ведь при производстве импортных масел используются аналогичные нашим базовые масла и присадки, поэтому масла ЛУКОЙЛа не уступают лучшим мировым аналогам и так же востребованы на международном рынке. Как видите, ничего не мешает ЛУКОЙЛу производить в России масла нужного качества.

 

Какие группы базовых масел ЛУКОЙЛ использует в основном?

Как и во всем мире, основной объем товарных масел производится на базовых компонентах первой группы и ЛУКОЙЛ постоянно занимается повышением их качества. При производстве современных масел мы используем базовые масла третьей группы собственного производства и синтетические компоненты (полиальфаолефины – продукты  четвертой группы  и эфиры – продукты пятой группы).

 

На каких заводах намечены подобные мероприятия?

Базовые масла производят три завода ЛУКОЙЛа --  в Нижнем Новгороде, Перми и Волгограде. Мероприятия по совершенствованию технологий и улучшению технико-экономических показателей проводятся на каждом из них. Эта работа, к примеру, уже привела к тому, что по оценке независмых лабораторий, базовое масло третьей группы ЛУКОЙЛа отвечает требованиям "три+" ( т.е. более высокое качество, чем у типичных представителей III группы). Для более полного удовлетворения потребностей рынка в высококачественных маслах запланированы мероприятия для увеличения   именно их производства в общем объеме  создаваемой продукции.

 

Вы планируете расширять  производство?

Сложный вопрос. Сегодня ЛУКОЙЛ производит порядка 1млн 200 тыс. тонн базовых масел в год. Потенциал для наращивания мощностей имеется, но для реализации подобных проектов необходимо гарантировать сбыт, в то время как уже вполне отчетливо просматривается тенденция снижения потребления масел в целом.

 

За счет улучшения качества?

На это влияет много факторов. К примеру, все меньшее количество масла используется в двигателе при первой заливке, уменьшается расход масла в процессе работы двигателей, увеличиваются сроки замены масел во многих автомобилях, все больше используются жидкости пожизненной заправки. Поэтому пока мы говорим о сохранении объемов при постоянной работе над улучшением качества. А работа над созданием новых продуктов идет постоянно.

 

На что вы стараетесь ориентироваться при разработке новых продуктов --  на требования сертификационных структур или на реальные  потребности рынка?

Каждый вид техники требует определенного вида смазочного материала, поэтому мы ориентируемся именно на эти особенности. К примеру, у АВТОВАЗа одни требования, у КАМАЗа – другие.  Тоже относится к маслам для Мерседеса,  Фольксфагена и т.д. Кроме того, мы учитываем требования Российской Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ). Ее требования в значительной мере перекликаются с требованиями аналогичных европейских ассоциаций. Масла ЛУКОЙЛ отвечают требованиям российских и международных стандартов (ГОСТ, API, ACEA, NMMA, ISO и JASO), сертифицированы и имеют паспорта безопасности. Кроме того, Daimler Chrysler, Volkswagen, General Motors, BMW, Porsche, Volvo, а также крупнейшие российские КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ и т.д. занесли масла ЛУКОЙЛ в сервисные карты смазки выпускаемых автомобилей.

 

 

Есть мнение, что всем имеющимся "высоким стандартам" соответствовать не нужно и невозможно.

Тут основную роль играет мнение конкретного потребителя -- если потребитель хочет получить масло соответствующее определенным требованиям, а мы имеем возможность его  удовлетворить, то мы разрабатываем и  испытываем свои масла в необходимом объеме. Естественно, нельзя создать продукт, который будет соответствовать всем имеющимся в мире требованиям.

 

Разве не легче продавать масло соответствующее европейским или американским спецификациям?

Нет, это не так. К примеру, если масло соответствует европейской или американской спецификации -- не факт, что это масло будет пригодно для использования в ВАЗе  или КАМАЗе. У АВТОВАЗа были прецеденты, когда масло именитой компании, соответствующее всем европейским и американским требованиям привело к отказу двигателя. Всем требованиям отвечает, а здесь не работает. Тот же КАМАЗ, по той же причине все образцы масел перепроверяет.

 

Похоже для работы на российском рынке достаточно ориентироваться   на российские ГОСТы…

В принципе не верно. К примеру, отечественное сельское хозяйство потребляет   масла, которые соответствуют существующим ГОСТам, однако  при этом они едва обеспечивают необходимый запас эксплуатационных свойств. В итоге, по данным Министерства сельского хозяйства РФ сельскохозяйственная техника проходит до первого капитального ремонта 2 000 моточасов вместо положенных 10 000 моточасов. Российский парк легковых автомобилей и современных грузовиков использует масла более высокого уровня эксплуатационных свойств, чем регламентированы ГОСТами. Требования к ним зафиксированы в документах производителей техники и обобщены в классификации ААИ.

 

ЛЛК-Интернешнл могла бы решить проблемы сельскохозяйственной техники?

Мы договорились с Минсельхозом о стратегическом партнерстве и совместно с исследовательскими подразделениями и машиноиспытательными станциями уже разрабатываем специальные масла серии "Агро" для соответствующих двигателей, трансмиссий и гидросистем, которые обеспечат требуемый уровень надежности и необходимый ресурс  работы техники. До этого ни одна из нефтяных компаний на призывы Минсельхоза не откликалась. Сейчас наши масла проходят полевые испытания на 4-х моторно-испытательных станциях в разных частях России, в разных климатический условиях.

 

Какие технологии были  использованы?

Специально для тракторных дизелей мы использовали особый подход к выбору присадок и базовых компонентов. Разработан специальный пакет присадок, который обеспечивает производство масел не только соответствующих ГОСТовским показателям, но и гарантирует запас эксплуатационных свойств, в частности --  стойкость к износу. Кроме того, мы улучшаем низкотемпературные и биологические свойства гидравлических масел. Улучшенные низкотемпературные свойства масел позволяют повысить надежность работы гидросистем сельскохозяйственной техники, использовать ее при низких температурах, перемещать без применения эвакуаторов. Чтобы добиться нужного результата мы повышаем класс чистоты данных масел за счет использования дополнительного фильтрационого оборудования, которое позволяет практически полностью удалить примеси, отрицательно влияющие на работу гидросистемы, вызывающие повышенный износ и выход техники из строя.

 

Работает ли Ваша компания над маслами для других категорий техники?

Перед нами стоят конкретные прикладные задачи по разработке рецептур, совершенствованию технологий базовых масел, технологий смешения,  улучшения качества масел и создания новых продуктов. Помимо моторных масел мы планируем разработать гидравлические и судовые масла, удовлетворяющие международным стандартам.   В сотрудничестве с лидерами в области производства присадок уже разработаны рецептуры таких масел и уже получены одобрения ведущих производителей оборудования, таких как Denison, Cincinnati Machine; находятся на стадии получения  одобрения Bosch Rextroth, а также производителей судовых двигателей Wartsila, MAN B&W.

В текущем году мы завершили работу над созданием тепловозного масла IV поколения – это моторное масло "М-14Д2Л" для дизельных двигателей магистральных, маневровых и пассажирских тепловозов. Оно обеспечивает улучшенные нейтрализующие свойства и контроль  над нерастворимыми частицами. Первые промышленные партии прошли эксплуатационные испытания на тепловозах Юго-Восточной железной дороги для подтверждения  его эксплуатационных свойств. В промышленном масштабе его производит "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргинтез".

Недавно к нам обратился Институт гражданской авиации с предложением совместной работы над созданием нового поколения авиационного масла. Совместно  с ОАО ВНИИ НП создаем масло для двухтактных двигателей, а совместно с ВНИИгаз - турбинные масла для газовых и паровых турбин. При создании новых продуктов мы активно работаем с профильными и академическими институтами. Ведь разработка новых продуктов требует аналитического подхода, наработки статистических данных, исследований, строительства пилотных установок и пр. Таким потенциалом обладает только отраслевая наука, в то время как наши лаборатории ориентированы на задачи прикладного характера: сопровождение производства, контроль качества, совместимости и т.д.

Следует так же отметить сотрудничество "ЛЛК-Интернешнл" с Министерством сельского хозяйства (МСХ) России, в рамках которого в моторно-испытательных центрах МСХ ведутся разработки и проводятся испытания масел (в том числе стендовые и полевые). По схожей схеме компания сотрудничает и с Химмотологическим испытательным центром ОАО "НАМИ-ХИМ". Среди партнеров фигурирует также ГУП "Институт Нефтехимпереработки", с которым "ЛЛК-Интернешнл" совместно разрабатывает специальные нефтепродукты.

 

В чем заключается роль отдела по науке вашей компании?

Прежде чем приступать к сотрудничеству с НИИ надо понять какой продукт мы хотели бы получить,  задать параметры качества, себестоимости, и затем определить где такую задачу лучше решать. Иначе говоря, в создании новых продуктов участвует вся структура компании включая маркетологов,  коммерсантов, экономистов и плановиков. Их выводы сублимируются в отделе сертификации и исследований, который должен сформулировать цели с учетом всех рекомендаций коллег.

 

Где вы испытываете новые разработки?

Лабораторные испытания и исследования, оценка масел в эксплуатации проводятся в шести опытно-исследовательских лабораториях России и стран Европы. Там же расположены и шесть лабораторий технического контроля, осуществляющих паспортизацию товарной продукции, контроль качества сырья и реагентов для производства масел.

Кроме того, испытания производим в отраслевых НИИ и испытательных центрах  НАМИ-ХИМ, 25 ГосНИИ МО РФ, ВНИИ НП и т.д. и у производителей техники. К примеру, наше новое  промывочное масло для двигателей, обладающее высокими промывочными свойствами и растворяющими способностями сейчас проходит испытания на стендах АВТОВАЗа.  В 2007 году планируем создать собственный испытательный центр. Сегодня ЛЛК это единственная в СНГ компания, которая уделяет серьезное внимание науке и исследованиям для развития бизнеса масел у нас есть лаборатории, сформирована  программа исследований, внедрения новых продуктов и совершенствования их качества. Есть планы по созданию испытательной базы для обкатки рецептур и испытания  присадок на стендах и двигателях.  Кроме того, ЛЛК ведет большую работу по техническому сопровождению клиентов: это анализ масел, бывших в эксплуатации (отбор, исследование, рекомендации).  А для более тесной работы в научном направлении в понимании приоритетных задач, тенденций техники и технологий, мы запланировали создание научного-консультационный совета из членов научного мира индустрии. Первое организационное заседание совета уже состоялось, приняли участие разработчики, технологи, синтетики, испытатели.  Идея создания такого совета нашла горячую поддержку среди участников, намечены задачи на перспективу.

 

Какова цель создания "совета"?

В "совете" примут участие специалисты из разных секторов промышленности. По сути это консультационный совет. Какие-то сведения мы можем почерпнуть у индустрии, в то время как индустрия сможет лучше понять наши возможности.

 

 

к содержанию номера Версия для печати

Зима-2017

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

29.12.2017   Эксперт объяснил, почему Порошенко заговорил о закупках газа в России
29.12.2017   В мире обнаружили в 2017 году рекордный минимум нефти
29.12.2017   В 2018 году Россия сохранит свое преимущество на европейском рынке газа
29.12.2017   Подорожавшая вчера нефть продолжает прибавлять в цене
29.12.2017   Редакция журнала "Топливный рынок" на каникулах до 25.01.2018 года
29.12.2017   Поздравляю Вас с Новым Годом и Рождеством!
28.12.2017   "Газпром" и Молдова обсудили ход сотрудничества в энергетической сфере
28.12.2017   Венесуэла направляет на обеспечение собственной криптовалюты 5 млрд баррелей нефти
28.12.2017   Bloomberg назвал пять важнейших для нефтяного рынка факторов на 2018 год
28.12.2017   "Мессояханефтегаз" получил синдицированный кредит на разработку самого северного континентального нефтегазового месторождения
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Новости 24

НОВОСТИ ОТ РБК

РосБизнесКонсалтинг
Курсы валют:
Погода в:  
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru