Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / декабрь 2006 г.

к содержанию номера Версия для печати

"Транснефтепродукт" уходит

от конкуренции с балтийскими перевалочными терминалами

Осенью 2006 года на конгрессе "Нефтяной Терминал" вице-президент "Трансенфтепродукт" Филипп Никонов заявил о намерении компании изменить концепцию проекта "Север" и ориентировать строящиеся в его рамках перевалочный терминал и продуктопровод на экспорт дизельного топлива Евро-5. Отказ от "традиционного" грузопотока позволит избежать конкуренции с действующими петербургскими терминалами и стабилизировать падающие объемы загрузки "Транснефтепродукта".
На том же конгрессе генеральный директор Channoil Consulting подтвердил, что если Россия в ближайшее время не приступит к экспорту топлива высокого качества, то ей придется уйти с европейского рынка нефтепродуктов. Таким образом, если новый план "Транснефтепродукта" будет реализован, то эффект от проекта "Север" может оказаться глобальным. "Северный" грузопоток позволит России существенно повысить рентабельность экспорта нефтепродуктов, перебросить в Приморск часть объемов из эстонского Таллина и станет мощным стимулом для ускорения модернизации отечественных НПЗ.

 

Проект "Север", предусматривающий строительство продуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и подключенного к нему перевалочного терминала в Приморске, поставил "Транснефтепродукт" в сложное положение.

Вполне очевидно, что на идентичных маршрутах дизельное топливо выгоднее транспортировать по трубе, чем по железной дороге. Ряд действующих и строящихся петербургских терминалов, ориентированных на перевалку нефтепродуктов "с колес", усилиями "северного" Приморска могут оказаться "сухими". Компенсация утраченного "частниками" грузопотока за счет латвийских объемов, как в случае с БТС, не предусматривалась, поскольку "Транснефтепродукт" является акционером латвийского продуктопровода "ЛатРосТранс" (33,3%). А в прошлом году "ЛатРосТранс" даже увеличила мощность своей трубы с 6,3 до 8 млн тонн в год. "Мы планируем сохранить объемы транспортировки на Вентспилс", - подтвердил ТР г-н Никонов.

Проблемы петербургских компаний рикошетом ударили бы и по экономике города, поэтому вполне возможно осложнение положения "Транснефтепродукта" на политическом уровне. Однако отказ от "северных" инициатив грозил "Транснефтепродукту" еще большими неприятностями. Правда, уже в экономической плоскости.

Во-первых, 5 лет низких железнодорожных тарифов на экспортные перевозки спровоцировали появление новых перевалочных терминалов в различных регионах страны. Трейдеры увлеклись формированием новых логистических схем и, как ни парадоксально, вынудили "Транснефтепродукт" конкурировать с железной дорогой. Например, если сравнить транспортировку дизельного топлива от Уфы до Вентспилса по продуктопроводу и по железной дороге, то вполне очевидно, что железная дорога проигрывает по тарифам. Однако на данном этапе трейдеры уже имеют 9-10 альтернативных маршрутов, которые по затратам на транспортировку до порта будут сравнимы с тарифом трубы. Экспорт дизельного топлива из той же Уфы по железной дороге через Архангельский порт обойдется дешевле, чем по трубе через Вентспилс.

Во-вторых, из-за перепадов цен на мировом рынке, серьезную конкуренцию экспортным маршрутам "Транснефтепродукта", в течение последних двух лет, составили поставки на внутренний рынок. "Стоимость бензина и дизельного топлива при поставках на экспорт, как правило, уже на 1-1,5 тыс. руб. ниже чем, если ту же продукцию поставлять на внутренний рынок. Если тонну дизеля на внутреннем рынке можно продать за 13 тыс. руб., при этом не получая проблем с возвратом НДС, длительной транспортировкой, условиями оплаты и т.д. и т.п., то за тонну того же дизеля при экспорте можно получить около 10,5-11 тыс. рублей", - пояснили в "Транснефтепродукте".

И, наконец, модернизация перерабатывающих мощностей способствовала переходу некоторых крупных пользователей продуктопровода в категорию "бывших". "85% продуктов, которые мы экспортируем - это ГОСТовское дизельное топливо 0262 с содержанием серы 2000 ppm, поэтому, к примеру, белорусские НПЗ, выпускающие нефтепродукты по стандартам Евро-4 и Евро-5, уже отказались от наших услуг. Схожая проблема образовалась с ЛУКОЙЛом. После перехода "НОРСИ" и Пермского НПЗ на производство дизельного топлива Евро-4 и Евро-5, которое был синхронизировано с началом работы лукойловского терминала в Высоцке, экспортные потоки дизельного топлива этих заводов ушли на Высоцк", - сказал г-н Никонов.

Как следствие, перечисленные обстоятельства вынудили "Транснефтепродукт" кардинально изменить концепцию "Севера".

"Север" позеленеет

Чтобы обеспечить себе стабильный грузопоток, "Транснефтепродукт" решил использовать "северную" трубу для прокачки исключительно дизельного топлива Евро-5. "Мы уже провели переговоры с ЛУКОЙЛом и удачно организовали опытно-промышленную перекачку дизельного топлива ЕН-590 до 50 ppm на маршруте от Перми до "НОРСИ". В активной фазе переговоры с ТНК-ВР, ТАИФ и "Газпром нефтью", - заявил г-н Никонов.

По данным компании, отечественная переработка вполне готова для столь рискованного маневра. Дизельное топливо по стандартам Евро-4 и Евро-5 на данном этапе производят Нижегородский, Пермский, Рязанский и четыре Башкирских завода.

Доступ к продуктопроводу, ранее изолированным от него, Омского и башкирских заводов уже обеспечен за счет введения в эксплуатацию участка Субханкулово-Альметьевск, который соединил основную магистраль Омск-Уфа-Самара-Никольское-Унеча-Вентспилс с веткой Нижнекамск-Альметьевск-Кстово-Рязань-Брянск. А сотрудничество с ЛУКОЙЛом предусматривает строительство перемычки от Перми до Альметьевска и отвода от Приморска до лукойловского терминала в Высоцке.

ЛУКОЙЛ пообещал поставлять по трубе "Транснефтепродукта" в Высоцк 3,5 млн тонн дизельного топлива в год. "На этой трассе уже ведутся изыскательские работы", - сказал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. "Мы активно ведем строительство линейной части проекта, головных перекачивающих станций и порта Приморск. Строительство первого пускового комплекса мощностью 8,4 млн тонн в год будет завершено в 2007 году", - подтвердил г-н Никонов.

По его словам, в перспективе, пропускная способность комплекса "Север" будет увеличена до 24 млн тонн в год. В "Транснефтепродукте" надеются добиться желаемого, в частности, отыграв для Приморска часть эстонских объемов. "Дизельное топливо, которое сейчас идет по железной дороге с Ярославского НПЗ в порты Таллина, со временем, можно будет перенаправить в Приморск. Мы предложим более выгодный тариф и более качественную услугу", - комментирует г-н Никонов.

Шансы есть, их не может не быть

Разумеется, заложенная в проект "Север" проектная мощность на данном этапе вызывает недоумение. Если загрузка первой очереди трубопровода и терминала выглядит более-менее обоснованной, то обеспечение второй очереди - явно не убедительно. Во всяком случае, заводы ТНК-ВР и "Газпром нефти", по словам их представителей, пока не производят дизельное топливо по желаемым для "Транснефтепродукта" стандартам. Однако нельзя не отметить, что реконструкция ряда НПЗ сейчас искусственно приторможена из-за отсутствия платежеспособного спроса. Следовательно, появление экспортных мощностей может стать серьезным стимулом для российской нефтепереработки.

Анализ котировок на южном и северо-западном рынках Европы показывает, что средняя премия на Северо-Западе за качество топлива составляет около $30, а в Средиземноморье - от $40 до $100. Таким образом, вполне очевидно, что экспорт дизельного топлива соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5 для российских трейдеров будет весьма эффективен.

Другое дело, найдет ли экспортное топливо своего покупателя. Ниша европейского потребителя российскими трейдерами еще не освоена. Стандарт Евро-3, введенный в Европе в 2000 году, к настоящему времени уже не является продуктом потребления в ее транспортном секторе. В 2005 году, в ряде стран уже введен стандарт Евро-4, а к 2009 году будет введен стандарт Евро-5 с содержанием серы 10 ppm. Поэтому основной объем экспорта российского дизельного топлива, который дотягивает лишь до Евро-3, Европа использует как печное топливо или сырье для дальнейшей переработки.

Вполне очевидно, что вклиниться на розничный рынок Европы российским экспортерам будет очень непросто. Но и предпосылок для их успеха просматривается достаточно (подробнее см. "Европа и США ждут"). Особенно, если учесть, что объемы потребления Европой топлива, хоть и медленно, но растут.

Панорама перевалки нефтепродуктов
Петербурга и Ленинградской области
Порт Санкт-Петербург

"Петербургский нефтяной терминал" (дизельное топливо, мазут) работает на уровне своей пропускной способности. В случае реконструкции морского канала для пропуска судов больших размещений и увеличения резервуарного парка, к 2010 году он сможет перегружать порядка 15 млн тонн в год.

Нефтебаза "Несте Санкт-Петербург", построенная в прибрежной полосе в районе железнодорожной станции Бронка, в случае развития портовой зоны, сможет получить морской фронт для обработки танкеров. Ее грузооборот мог бы составить около 3 млн тонн в год.

Порт Приморск

В рамках проекта БТС, перевалка нефтепродуктов может осуществляться на строящихся причалах №3 и № 4. К 2015 году объем перевалки нефтепродуктов здесь может достигать 6 млн тонн.

"Транснефтепродукт" продолжает строительство терминала по перегрузке нефтепродуктов: пропускная способность первого пускового комплекса - до 8,4 млн тонн (ввод 2007 г.), второй очереди - до 24 млн тонн (ввод до 2010 г.).

В порту существуют еще две неосвоенные площадки с выходом на акваторию Финского залива, что предполагает дополнительные возможности его развития.

Остров Высоцкий
Перевалочный комплекс "ЛУКОЙЛ–2" (нефть, дизельное топливо, вакуумный газойль), распложенный у юго-западного побережья острова Высоцкий, вышел на проектную мощность 8 млн тонн нефтепродуктов на экспорт в год. В перспективе терминал может выйти на мощность 14,5 млн тонн в год.
Морской торговый порт Усть-Луга
Генеральная схема развития порта Усть-Луга предусматривает строительство двух комплексов: для перевалки нефтеналивных грузов и бункеровочного. Грузооборот комплекса нефтеналивных грузов планируется в объеме 5 млн тонн в год. Начаты подготовительные работы по строительству бункеровочного комплекса, предназначенного для перевалки нефтепродуктов и жидких химических грузов, включая метанол. В состав грузооборота бункеровочного комплекса входят: бензин - 1,4 млн тонн, керосин - 0,4 млн тонн и газовый конденсат - 0,2 млн тонн в год
Портовый район quot;Горки"

В проекте портового района "Горки", в составе комплекса "Лужская губа", Межведомственной комиссией Ленинградской области одобрены три заявки на строительство терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов:

  • грузооборот терминала ТНК-ВР составит 12 млн тонн в год. В том числе, нефти - 7,5 млн тонн, мазута - 4 млн тонн, дизельного топлива - 0,5 млн тонн (на данном этапе проект заморожен);
  • грузооборот терминала "Ойл танкинг" составит 3 млн тонн мазута, 3 млн тонн нефти, 750 тыс. тонн дизельного топлива и 750 тыс. тонн бензина в год;
  • грузооборот первой очереди терминала "Северо-Западный Альянс" составит 10 млн тонн в год (3,8 млн тонн нефти, 4 млн тонн мазута, 2 млн тонн дизельного топлива, 0,2 млн тонн бункерного топливо). Возможно наращивание объемов перевалки до 18 млн тонн. Однако, из-за отсутствия на территории портового района железнодорожных подходов, его освоение маловероятно в ближайшее время.

к содержанию номера Версия для печати

Зима-2017

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

29.12.2017   Эксперт объяснил, почему Порошенко заговорил о закупках газа в России
29.12.2017   В мире обнаружили в 2017 году рекордный минимум нефти
29.12.2017   В 2018 году Россия сохранит свое преимущество на европейском рынке газа
29.12.2017   Подорожавшая вчера нефть продолжает прибавлять в цене
29.12.2017   Редакция журнала "Топливный рынок" на каникулах до 25.01.2018 года
29.12.2017   Поздравляю Вас с Новым Годом и Рождеством!
28.12.2017   "Газпром" и Молдова обсудили ход сотрудничества в энергетической сфере
28.12.2017   Венесуэла направляет на обеспечение собственной криптовалюты 5 млрд баррелей нефти
28.12.2017   Bloomberg назвал пять важнейших для нефтяного рынка факторов на 2018 год
28.12.2017   "Мессояханефтегаз" получил синдицированный кредит на разработку самого северного континентального нефтегазового месторождения
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Новости 24

НОВОСТИ ОТ РБК

РосБизнесКонсалтинг
Курсы валют:
Погода в:  
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru