Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / декабрь 2006 г.

к содержанию номера Версия для печати

"Транснефтепродукт" уходит

от конкуренции с балтийскими перевалочными терминалами

Осенью 2006 года на конгрессе "Нефтяной Терминал" вице-президент "Трансенфтепродукт" Филипп Никонов заявил о намерении компании изменить концепцию проекта "Север" и ориентировать строящиеся в его рамках перевалочный терминал и продуктопровод на экспорт дизельного топлива Евро-5. Отказ от "традиционного" грузопотока позволит избежать конкуренции с действующими петербургскими терминалами и стабилизировать падающие объемы загрузки "Транснефтепродукта".
На том же конгрессе генеральный директор Channoil Consulting подтвердил, что если Россия в ближайшее время не приступит к экспорту топлива высокого качества, то ей придется уйти с европейского рынка нефтепродуктов. Таким образом, если новый план "Транснефтепродукта" будет реализован, то эффект от проекта "Север" может оказаться глобальным. "Северный" грузопоток позволит России существенно повысить рентабельность экспорта нефтепродуктов, перебросить в Приморск часть объемов из эстонского Таллина и станет мощным стимулом для ускорения модернизации отечественных НПЗ.

 

Проект "Север", предусматривающий строительство продуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и подключенного к нему перевалочного терминала в Приморске, поставил "Транснефтепродукт" в сложное положение.

Вполне очевидно, что на идентичных маршрутах дизельное топливо выгоднее транспортировать по трубе, чем по железной дороге. Ряд действующих и строящихся петербургских терминалов, ориентированных на перевалку нефтепродуктов "с колес", усилиями "северного" Приморска могут оказаться "сухими". Компенсация утраченного "частниками" грузопотока за счет латвийских объемов, как в случае с БТС, не предусматривалась, поскольку "Транснефтепродукт" является акционером латвийского продуктопровода "ЛатРосТранс" (33,3%). А в прошлом году "ЛатРосТранс" даже увеличила мощность своей трубы с 6,3 до 8 млн тонн в год. "Мы планируем сохранить объемы транспортировки на Вентспилс", - подтвердил ТР г-н Никонов.

Проблемы петербургских компаний рикошетом ударили бы и по экономике города, поэтому вполне возможно осложнение положения "Транснефтепродукта" на политическом уровне. Однако отказ от "северных" инициатив грозил "Транснефтепродукту" еще большими неприятностями. Правда, уже в экономической плоскости.

Во-первых, 5 лет низких железнодорожных тарифов на экспортные перевозки спровоцировали появление новых перевалочных терминалов в различных регионах страны. Трейдеры увлеклись формированием новых логистических схем и, как ни парадоксально, вынудили "Транснефтепродукт" конкурировать с железной дорогой. Например, если сравнить транспортировку дизельного топлива от Уфы до Вентспилса по продуктопроводу и по железной дороге, то вполне очевидно, что железная дорога проигрывает по тарифам. Однако на данном этапе трейдеры уже имеют 9-10 альтернативных маршрутов, которые по затратам на транспортировку до порта будут сравнимы с тарифом трубы. Экспорт дизельного топлива из той же Уфы по железной дороге через Архангельский порт обойдется дешевле, чем по трубе через Вентспилс.

Во-вторых, из-за перепадов цен на мировом рынке, серьезную конкуренцию экспортным маршрутам "Транснефтепродукта", в течение последних двух лет, составили поставки на внутренний рынок. "Стоимость бензина и дизельного топлива при поставках на экспорт, как правило, уже на 1-1,5 тыс. руб. ниже чем, если ту же продукцию поставлять на внутренний рынок. Если тонну дизеля на внутреннем рынке можно продать за 13 тыс. руб., при этом не получая проблем с возвратом НДС, длительной транспортировкой, условиями оплаты и т.д. и т.п., то за тонну того же дизеля при экспорте можно получить около 10,5-11 тыс. рублей", - пояснили в "Транснефтепродукте".

И, наконец, модернизация перерабатывающих мощностей способствовала переходу некоторых крупных пользователей продуктопровода в категорию "бывших". "85% продуктов, которые мы экспортируем - это ГОСТовское дизельное топливо 0262 с содержанием серы 2000 ppm, поэтому, к примеру, белорусские НПЗ, выпускающие нефтепродукты по стандартам Евро-4 и Евро-5, уже отказались от наших услуг. Схожая проблема образовалась с ЛУКОЙЛом. После перехода "НОРСИ" и Пермского НПЗ на производство дизельного топлива Евро-4 и Евро-5, которое был синхронизировано с началом работы лукойловского терминала в Высоцке, экспортные потоки дизельного топлива этих заводов ушли на Высоцк", - сказал г-н Никонов.

Как следствие, перечисленные обстоятельства вынудили "Транснефтепродукт" кардинально изменить концепцию "Севера".

"Север" позеленеет

Чтобы обеспечить себе стабильный грузопоток, "Транснефтепродукт" решил использовать "северную" трубу для прокачки исключительно дизельного топлива Евро-5. "Мы уже провели переговоры с ЛУКОЙЛом и удачно организовали опытно-промышленную перекачку дизельного топлива ЕН-590 до 50 ppm на маршруте от Перми до "НОРСИ". В активной фазе переговоры с ТНК-ВР, ТАИФ и "Газпром нефтью", - заявил г-н Никонов.

По данным компании, отечественная переработка вполне готова для столь рискованного маневра. Дизельное топливо по стандартам Евро-4 и Евро-5 на данном этапе производят Нижегородский, Пермский, Рязанский и четыре Башкирских завода.

Доступ к продуктопроводу, ранее изолированным от него, Омского и башкирских заводов уже обеспечен за счет введения в эксплуатацию участка Субханкулово-Альметьевск, который соединил основную магистраль Омск-Уфа-Самара-Никольское-Унеча-Вентспилс с веткой Нижнекамск-Альметьевск-Кстово-Рязань-Брянск. А сотрудничество с ЛУКОЙЛом предусматривает строительство перемычки от Перми до Альметьевска и отвода от Приморска до лукойловского терминала в Высоцке.

ЛУКОЙЛ пообещал поставлять по трубе "Транснефтепродукта" в Высоцк 3,5 млн тонн дизельного топлива в год. "На этой трассе уже ведутся изыскательские работы", - сказал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. "Мы активно ведем строительство линейной части проекта, головных перекачивающих станций и порта Приморск. Строительство первого пускового комплекса мощностью 8,4 млн тонн в год будет завершено в 2007 году", - подтвердил г-н Никонов.

По его словам, в перспективе, пропускная способность комплекса "Север" будет увеличена до 24 млн тонн в год. В "Транснефтепродукте" надеются добиться желаемого, в частности, отыграв для Приморска часть эстонских объемов. "Дизельное топливо, которое сейчас идет по железной дороге с Ярославского НПЗ в порты Таллина, со временем, можно будет перенаправить в Приморск. Мы предложим более выгодный тариф и более качественную услугу", - комментирует г-н Никонов.

Шансы есть, их не может не быть

Разумеется, заложенная в проект "Север" проектная мощность на данном этапе вызывает недоумение. Если загрузка первой очереди трубопровода и терминала выглядит более-менее обоснованной, то обеспечение второй очереди - явно не убедительно. Во всяком случае, заводы ТНК-ВР и "Газпром нефти", по словам их представителей, пока не производят дизельное топливо по желаемым для "Транснефтепродукта" стандартам. Однако нельзя не отметить, что реконструкция ряда НПЗ сейчас искусственно приторможена из-за отсутствия платежеспособного спроса. Следовательно, появление экспортных мощностей может стать серьезным стимулом для российской нефтепереработки.

Анализ котировок на южном и северо-западном рынках Европы показывает, что средняя премия на Северо-Западе за качество топлива составляет около $30, а в Средиземноморье - от $40 до $100. Таким образом, вполне очевидно, что экспорт дизельного топлива соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5 для российских трейдеров будет весьма эффективен.

Другое дело, найдет ли экспортное топливо своего покупателя. Ниша европейского потребителя российскими трейдерами еще не освоена. Стандарт Евро-3, введенный в Европе в 2000 году, к настоящему времени уже не является продуктом потребления в ее транспортном секторе. В 2005 году, в ряде стран уже введен стандарт Евро-4, а к 2009 году будет введен стандарт Евро-5 с содержанием серы 10 ppm. Поэтому основной объем экспорта российского дизельного топлива, который дотягивает лишь до Евро-3, Европа использует как печное топливо или сырье для дальнейшей переработки.

Вполне очевидно, что вклиниться на розничный рынок Европы российским экспортерам будет очень непросто. Но и предпосылок для их успеха просматривается достаточно (подробнее см. "Европа и США ждут"). Особенно, если учесть, что объемы потребления Европой топлива, хоть и медленно, но растут.

Панорама перевалки нефтепродуктов
Петербурга и Ленинградской области
Порт Санкт-Петербург

"Петербургский нефтяной терминал" (дизельное топливо, мазут) работает на уровне своей пропускной способности. В случае реконструкции морского канала для пропуска судов больших размещений и увеличения резервуарного парка, к 2010 году он сможет перегружать порядка 15 млн тонн в год.

Нефтебаза "Несте Санкт-Петербург", построенная в прибрежной полосе в районе железнодорожной станции Бронка, в случае развития портовой зоны, сможет получить морской фронт для обработки танкеров. Ее грузооборот мог бы составить около 3 млн тонн в год.

Порт Приморск

В рамках проекта БТС, перевалка нефтепродуктов может осуществляться на строящихся причалах №3 и № 4. К 2015 году объем перевалки нефтепродуктов здесь может достигать 6 млн тонн.

"Транснефтепродукт" продолжает строительство терминала по перегрузке нефтепродуктов: пропускная способность первого пускового комплекса - до 8,4 млн тонн (ввод 2007 г.), второй очереди - до 24 млн тонн (ввод до 2010 г.).

В порту существуют еще две неосвоенные площадки с выходом на акваторию Финского залива, что предполагает дополнительные возможности его развития.

Остров Высоцкий
Перевалочный комплекс "ЛУКОЙЛ–2" (нефть, дизельное топливо, вакуумный газойль), распложенный у юго-западного побережья острова Высоцкий, вышел на проектную мощность 8 млн тонн нефтепродуктов на экспорт в год. В перспективе терминал может выйти на мощность 14,5 млн тонн в год.
Морской торговый порт Усть-Луга
Генеральная схема развития порта Усть-Луга предусматривает строительство двух комплексов: для перевалки нефтеналивных грузов и бункеровочного. Грузооборот комплекса нефтеналивных грузов планируется в объеме 5 млн тонн в год. Начаты подготовительные работы по строительству бункеровочного комплекса, предназначенного для перевалки нефтепродуктов и жидких химических грузов, включая метанол. В состав грузооборота бункеровочного комплекса входят: бензин - 1,4 млн тонн, керосин - 0,4 млн тонн и газовый конденсат - 0,2 млн тонн в год
Портовый район quot;Горки"

В проекте портового района "Горки", в составе комплекса "Лужская губа", Межведомственной комиссией Ленинградской области одобрены три заявки на строительство терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов:

  • грузооборот терминала ТНК-ВР составит 12 млн тонн в год. В том числе, нефти - 7,5 млн тонн, мазута - 4 млн тонн, дизельного топлива - 0,5 млн тонн (на данном этапе проект заморожен);
  • грузооборот терминала "Ойл танкинг" составит 3 млн тонн мазута, 3 млн тонн нефти, 750 тыс. тонн дизельного топлива и 750 тыс. тонн бензина в год;
  • грузооборот первой очереди терминала "Северо-Западный Альянс" составит 10 млн тонн в год (3,8 млн тонн нефти, 4 млн тонн мазута, 2 млн тонн дизельного топлива, 0,2 млн тонн бункерного топливо). Возможно наращивание объемов перевалки до 18 млн тонн. Однако, из-за отсутствия на территории портового района железнодорожных подходов, его освоение маловероятно в ближайшее время.

к содержанию номера Версия для печати

Осень-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

19.10.2018   За последние 10 лет уровень добычи сланцевой нефти вырос в 2,5 раза
19.10.2018   Сожгите ваши доллары
19.10.2018   "НОВАТЭК" и Fluxys планируют строительство СПГ-терминала в Ростоке
19.10.2018   ЛУКОЙЛ может выйти из энергетики
19.10.2018   "Американские" грабли? Возить нефть и газ в Арктике будут российские суда
19.10.2018   В Иркутской области на реке Ангаре возникло нефтяное пятно протяженностью 400 м
18.10.2018   Выставка GasSuf 2018: важное событие в сфере газомоторной отрасли в России и Европе
18.10.2018   Росгеология предложит методы борьбы с зависимостью российской геологоразведки от зарубежных технологий
18.10.2018   Рост цен на нефть предсказуемо ускорил инфляцию в еврозоне, Что решит ЕЦБ?
18.10.2018   Очередной рекорд в строительстве скважин достигнут бригадой ООО "Нафтагаз-Бурение"
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

22.10-26.10   Московская область, г. Домодедово
X международная научно-техническая конференция ПАО "ЛУКОЙЛ" по проблемам строительства скважин
Конференция
22.10-27.10    г.Сочи
6-я Международная научно-практическая конференция "Интеллектуальное месторождение: инновационные технологии от скважины до магистральной трубы – 2018"
Конференция
07.11-09.11   г.Волгоград
XVIII специализированная выставка оборудования, технологий для нефтяной и газовой промышленности и нефтеперерабатывающего комплекса "Оборудование – Нефть. Газ. Химия 2018"
выставка
14.11-15.11   г. Нижневартовск
Межрегиональная специализированная выставка "Нижневартовск. Нефть. Газ – 2018"
выставка
20.11-21.11   г. Новый Уренгой
6-ой ежегодный международный инвестиционный форум и выставка "Ямал Нефтегаз 2018"
форум и выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru