Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / декабрь 2006 г.

к содержанию номера Версия для печати

Мы ждем перемен

Бункерные компании юга РФ готовятся противостоять экспансии ВИНК

Очередным этапом экспансии ВИНК на юге РФ местные участники рынка называют бункерный рынок. Отчасти это объясняется тем, что в ближайшие годы грузопоток Черноморско-Азовского бассейна должен существенно увеличиться (см. "Дорога через коридор"). Каждые дополнительные 60 млн тонн обеспечат рост бункерного рынка на 1,2-1,5 млн тонн.
Теоретически, подобные объемы действительно не могут не заинтересовать ВИНК. Однако сами ВИНК в бункеровку региона пока не торопятся.

 

По мнению специалистов, беседовавших с "ТР", бункерная инфраструктура в Черноморско-Азовском бассейне после распада СССР фактически развалилась. Из-за отсутствия гарантированного сервиса, большая часть отечественных и иностранных судов сейчас бункеруется в заграничных портах. Однако названная тенденция начинает меняться. Уровень ежегодного потребления судового топлива в Азово-Черноморском бассейне уже достигает 4 млн тонн (для сравнения, спрос на судовое топливо на Балтике достигает 10 млн тонн в год). По предварительным итогам 2006 года в регионе было обслужено около 9 тыс. "своих" и транзитных судов.

Наиболее выгодными районами для морской бункеровки считаются порты Новороссийска и Туапсе. Кроме того, интенсивно осваивается рынок Керченского пролива. Объемы реализации бункерного топлива в порту Новороссийск составляют около 10-12 тыс. тонн в месяц. Бункерный рынок Туапсе оценивается в пределах 300-350 тыс. тонн в год. В том числе, бункерный рынок Керченского пролива - не менее 500 тыс. тонн (без учета строящегося порта Тамань, грузооборот которого в 2010 году должен составить 10 млн тонн, что должно потребовать до 150 тыс. тонн бункера).

По словам генерального директора "Объединенной бункерной компании" Сергея Лаврухина, основными игроками морского бункерного рынка в Новороссийске стали компании "БСС-Бункер", "Трансбункер", ЧБК и "Флот НМТП". На их долю приходится около 60% обслуживания более 4,1 тыс. судов, ежегодно заходящих в Новороссийск. В других морских портах региона преобладают компании "Росмортранс-Юг" (Азов, Темрюк), "Евразия", "Флагман", "Дело" (Кавказ) и "Лев" (Керчь, Темрюк, Кавказ).  

Более 40% бункерного топлива на рынок поставляет BSS, около 12% - ЧБК, около 11% - "Флот НМТП", "Трансбункер" - примерно 10%. По словам начальника отдела бункеровки и судоходства компании "Лев" Алексея Ярошенко, только его компания продает судовладельцам порядка 2,5 тыс. тонн дизтоплива в месяц (около 20-21 тыс. тонн в год). Он подчеркнул, что основные игроки в регионе торгуют приблизительно в тех же объемах.

Лидерами среди речных бункеровщиков региона являются компании "Лев", "Росмортранс-Юг" и "Донбункер", приблизительно с равными долями поделившие свыше 70% рынка Дона и Азовского моря (Керчь, Темрюк, Кавказ, Ейск). Всего же среди "речников" бассейна работают порядка десятка бункерных компаний. Плюс мизерный процент "серых" бункеровщиков, которые, по признанию самих участников рынка, не оказывают заметного влияния на общую ситуацию. По данным Минтранса Ростовской области по состоянию на 1 августа 2006 года, пятью донскими портами было обработано 3,736 млн тонн грузов (6 млн тонн за весь 2005 год). При этом, благодаря росту грузопотока, количество судозаходов в порты Азово-Донского региона составляет сегодня свыше 10 тыс. в год, ежегодно увеличиваясь на 15-20%.

ВИНК присматриваются

Отечественные ВИНК, добирающие в регионе мелкую розницу, пока не обозначили своих четких намерений в отношении экспансии на бункерный рынок.

Как заметил "ТР" представитель "ЛУКОЙЛа", бункерное подразделение холдинга обеспечивает порядка 40% объемов бункеровки турецких портов (Стамбул, Самсун и др.), а на юге РФ работает через дочернее подразделение "Донбункер", но о какой-либо активизации на рынке Азово-Черноморского региона речь пока не идет. В "ТНК Юг менеджмент" (дочернее подразделение ТНК на Кубани) также отметили, что не готовы заявлять о подобных намерениях. Аналогичную позицию занимает "Роснефть": "Бункеровка в наши планы не входит", - сказал коммерческий директор "Роснефть-Туапсенефтепродукт" Юрий Зайцев.

Ряд местных экспертов словам представителей ВИНК не доверяют. По их мнению, ВИНК возьмутся за бункерный рынок, как только поделят между собой сбыт через АЗС. Таким образом, ожидание глобализации затянется не более чем на год или два. Как заметил "ТР" глава "Объединенной бункерной компании" Сергей Лаврухин: "глобализация на бункерном рынке России неизбежна. Это общемировая тенденция". По его прогнозам, с рынка будут вытеснены все мелкие операторы, которые, как и на розничном рынке (подробнее см. "Ростов взят" на стр. ???), либо должны будут войти в альянс с ВИНК, либо им придется с этого рынка уйти. "Шансы выжить будут только у тех, кто обладает собственной нефтепереработкой. А таких пока единицы". К слову, сама "Объединенная бункерная компания" работает в альянсе с "Базовым элементом".

Алексей Ярошенко из "Льва" не столь пессимистичен. По его словам, профессиональные бункеровщики смогут сохранить имеющуюся долю рынка "за счет высокого качества сервиса и налаженных схем отношений с клиентами".

В целом же, мировой и российский опыт показывают, что доля ВИНК в мировом бункерном бизнесе не превышает 40% и продолжает постоянно снижаться. Во многом потому, что для крупных нефтяных компаний бункерное направление не основной и менее доходный бизнес, чем операции с нефтью. Кроме того, бункерный бизнес требует серьезных вложений, так как любой бункерный центр - это сложная и взаимосвязанная инфраструктура. "Именно поэтому лидерами на бункерном рынке становятся независимые бункерные компании", - полагают в "Трансбункере".

Никогда не сдавайся

Крупные игроки бункерного рынка действительно не собираются ждать милости от ВИНК. К примеру, руководство лидера дальневосточного рынка группы "Трансбункер" еще в октябре заявило о намерении вложить $100 млн в строительство крупнейшего в порту Тамань бункерного комплекса мощностью до 1,5 млн тонн судового топлива в год. Причем около 1 млн тонн топлива в год "Трансбункер" намерен производить в порту на собственном НПЗ.

На данном этапе между "Трансбункером" и администрацией Краснодарского края уже подписано инвестиционное соглашение. По оценке г-на Гайдукова, бункерный комплекс в порту "Тамань" позволит "Трансбункеру" закрыть около трети потребностей Азово-Черноморского бассейна в судовом топливе. В частности, часть топлива будет поставляться в украинские порты, где холдинг уже имеет собственные терминалы. Предполагает ли проект создание собственного бункерного флота в "Трансбункере" не уточнили. По словам г-на Гайдукова, в ближайшее время холдинг намерен согласовать с местными властями декларацию о намерениях и приступить к разработке проектной документации. "При благополучном прохождении согласований" комплекс начнет работу через 4,5 года". По оценке некоторых экспертов, завершив этот проект, "Трансбункер" получит шансы занять монопольное положение в регионе. Впрочем, по мнению других экспертов, "согласовать настолько масштабный проект с контролирующими ведомствами будет трудно, поэтому процесс может затянуться на годы".

В Краснодарский край "Трансбункер" пришел в 2002 году, начав бункерные операции через дочернее подразделение, оперировавшее двумя бункеровщиками дедвейтом 3,3 и 1,5 тыс. тонн. В 2005 году "Трансбункер" приобрел в Новороссийске нефтебазу, включающую в себя емкостной парк, состоящий из 3 цистерн по 700 куб.м. каждая, который планируется расширить до 12000 куб.м.

Дорога через коридор

В 2001 году правительство РФ утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" с объемом финансирования в размере 4,646 трлн. рублей. Одной из ее составных частей стало развитие портов Южного бассейна в русле выстраиваемого федеральным центром транспортного коридора "Север-Юг", который свяжет северную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока.

В 2005 году суммарный грузооборот портов Южного бассейна уже превысил 159 млн тонн (+11,7% к уровню 2004 года), из которых 46,9 млн (+ 29%) пришлось на сухие грузы, 112 млн (+5,7%) - на налив. Доля бассейна в суммарном грузообороте российских портов составила 39%.  

Ведущим портом в регионе остается Новороссийский порт. Его стивидоры в 2005 году увеличили грузооборот до 113,3 млн тонн (на 15,7%), из которых 26,6 млн тонн (+30,9%) составили сухие и 86,7 млн тонн (+11,7%) наливные грузы. На долю Новороссийска пришлось свыше 70% от общего грузопотока региона.

Вторым крупным портом региона является Туапсе. Объем его перевалки в 2005 году вырос на 5,7% и превысил 21,3 млн тонн, из которых 6,6 млн тонн (+21%) составили сухие грузы; объем перевалки налива в Туапсе остался без изменений – на уровне 14,7 млн тонн

Согласно сводным данным ведущих стивидоров региона, к 2007 году прогнозируется увеличение грузопотоков, следующих через станции Новороссийск, на 15 млн тонн, Грушевую и Туапсе - свыше 3 млн тонн на каждую.

Кроме того, в ближайшее время предполагается ввод в эксплуатацию порта в районе мыса Железный Рог. По мнению специалистов, его грузооборот к 2015 году составит не менее 30 млн тонн.

По данным руководителя департамента транспорта и связи администрации Краснодарского края Григория Минаева, за последние 5 лет грузооборот только по нефтеналивным грузам увеличился практически в два раза. Если в 2000 году их общий объем составлял порядка 55 млн тонн, то в 2005 году  - 106 млн тонн".

По словам главы РЖД Владимира Якунина, "кардинальная реорганизация работы Новороссийского и Туапсинского транспортных узлов позволит соответствующим морским портам не только обеспечить перевалку постоянно возрастающих объемов грузов, но и переключить на себя определенную часть российских грузопотоков из портов сопредельных стран. К 2010 году доля портов стран Балтии и Украины в перевалке российских грузов должна радикально сократиться". По его мнению, в развитие железнодорожных линий на подходах к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов до 2010 года необходимо инвестировать более 110 млрд. руб.

Программа модернизации также коснется и увеличения тоннажа отечественного флота. Ожидается, что к 2010 году общий тоннаж транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет с 12 до 17 млн тонн.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

13.07.2018   Совфед одобрил закон об ускорении газификации
13.07.2018   "Обнулить" экспорт иранской нефти невозможно, но возможно сократить
13.07.2018   США сообщили ООН о нарушении Россией санкций в отношении Северной Кореи
13.07.2018   Число нефтегазовых установок в мире растет второй месяц подряд
13.07.2018   Татнефть и ТАНЕКО показывают хороший пример для остальных коллективов России – Павел Сорокин
12.07.2018   Новое госрегулирование тарифов в интересах монополий
12.07.2018   В Siemens ответили на слова Мордашова о выходе "Силовых машин" из СП
12.07.2018   ЛУКОЙЛ-Коми развивает шахтную добычу на Ярегском месторождении сверхвязкой нефти
09.07.2018   Минфин РФ предупредил об угрозе нового обвала нефтяных цен на мировом рынке
09.07.2018   Нефтепродукты могут подорожать в самое ближайшее время
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

11.08-17.08   Иркутск
ГЕОБАЙКАЛ 2018
конференция
04.09-06.09   Казань
НЕФТЬ.ГАЗ.НЕФТЕХИМИЯ
выставка
10.09-14.09   Геленджик
Геомодель 2018
Конференция
10.09-14.09   Севастополь
ЭКСПЛУАТАЦИЯ-ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА ,РЕМОНТ И БУРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН
сеинар-конференция
11.09-14.09   Ижевск
НЕФТЬ. ГАЗ. ХИМИЯ
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru