Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / декабрь 2006 г.

к содержанию номера Версия для печати

Переработка

Перспективы Верхотурья

Урал обзаводится переработкой

В Свердловской области началась реализация амбициозного проекта по строительству первого в регионе нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Идею, которая не воодушевила ни одну ВИНК, пытаются воплотить четыре свердловских бизнесмена. К финансированию (строительства) подключена американская группа Alpha Insures Inc, согласившаяся организовать ее кредитование. Если частным инвесторам удастся решить проблему обеспечением завода сырьем и разработать оптимальные схемы реализации конечной продукции, то проект вполне может стать успешным.

 

К 2010 году в культурной столице Свердловской области - городе Верхотурье должен появиться нефтеперерабатывающие завод. В октябре 2006 года проект его строительства был представлен правительству Свердловской области. Если планы будут реализованы, то Верхотурский НПЗ станет первым нефтеперерабатывающим предприятием в регионе, который является крупнейшим потребителем нефтепродуктов. Емкость рынка Среднего Урала оценивается в 2,3-2,6 млн тонн в год, в то время как пока весь объем бензина и дизельного топлива поступает в область из других регионов. "ЛУКОЙЛ" везет нефтепродукты с ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", "Газпром Нефть" с Омского НПЗ, ТНК-ВР с Нижневартовского НПЗ, кроме того, местные трейдеры закупают топливо на уфимской группе заводов. 

Согласно данным бизнес-плана строительства Верхотурского НПЗ ООО "Верхотурский нефтеперерабатывающий завод" (г. Верхотурье, Свердловская область) было зарегистрировано в 2006 году. Его учредителями являются ООО "Регионнефтепродукт", ООО "АЗС Карпинская", ООО "АЗС Центральная", ООО "Премиум". Уставной капитал ООО "Верхотурский НПЗ" составляет 1 млн рублей. Генеральным директором назначен Александр Каплин.

Кто стоит за четырьмя ООО, которые являются инициаторами строительства НПЗ, в бизнес-плане не раскрывается. По данным "ТР", это несколько бизнесменов из города Серова Свердловской области, которые торгуют в регионе нефтепродуктами и имеют собственную нефтебазу.

Американцы помогут

Предполагается, что Верхотурский НПЗ будет рассчитан на переработку 3 млн тонн нефти в год. Глубина переработки составит около 96%. Объем товарной продукции - 52 млрд. руб. в год. Штатное расписание предполагает 750 сотрудников, в т.ч. 500 человек рабочих специальностей. Период проектирования и строительства - 3 года. Срок окупаемости - 4,7 года.

Для финансирования проекта будет открыта кредитная линия в размере $1,4 млрд. сроком на 15 лет с льготным периодом на 3 года. Годовая процентная ставка кредитования определена из расчета LIBOR+0,75%, т.е. около 6%. Соответственно затраты на строительство составят $2,408 млрд. По словам представителя правительства Свердловской области, кредитную линию берется обеспечить американская консалтинговая группа Alpha Insures Inc с которой подписано генеральное соглашение, и в настоящее время идет согласование условий.

В качестве поставщиков оборудования для основного производства авторы бизнес-плана называют UOP, АВВ, "Шеврон" (США), "Аксенс" (Франция), "Зюд-Хеми" (Германия) и "Акзо Нобель" (Голландия). Основными объектами промышленной инфраструктуры, которые будут построены в рамках реализации проекта, станут нефтепровод диной 7 км, склад сырья вместимостью около 40 тыс. тонн, железнодорожный и автотранспортный терминалы, железная дорога от станции Верхотурье (3—4 км), автодорога (4—5 км) и ЛЭП.

По данным "ТР", площадка размещения завода уже согласована с Роснедрами, Росприроднадзором и Роснедвижимостью. Администрацией МО "Верхотурский городской округ" утвержден акт о выборе земельного участка. С группой Alpha Insures Inc подписано генеральное соглашение. Так же, по словам представителей будущего Верхотурского НПЗ, уже сформирована технологическая схема завода и с инжиниринговыми компаниями идет согласование последовательности работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию завода. Предполагается, что строительство НПЗ начнется уже в 2007 году.

Кто даст нефть

По расчетам разработчиков нового НПЗ, он будет производить свыше 1 млн. тонн светлых нефтепродуктов (потребление автомобильных бензинов в области  около 900 тыс. тонн, дизельного топлива - 600 тыс. тонн).

В проекте отмечены как положительные, так и отрицательные стороны решения разместить завод на территории Свердловской области. К плюсам отнесены "наличие магистральных нефтепроводов (Сургут — Полоцк, Холмогоры — Клин), мощная развитая сеть автомобильных и железных дорог и возможность экспорта продукции в железнодорожных цистернах". В качестве минусов отмечены "отсутствие продуктопровода, месторождений нефти с высоким дебетом, опыта эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий, отдаленность от речных и морских портов, отдаленность от пограничных переходов".

Однако специалисты беседовавшие с "ТР" видят гораздо больше препятствий. К примеру, серьезный риск кроется в проблеме обеспечения завода сырьем: наличие поблизости трубопроводов создает лишь технологические предпосылки для подачи нефти на производство, но не снимает проблемы ее приобретения. По словам представителя одной из ВИНК, которая работает в Ханты-Мансийском АО (оттуда предполагаются поставки нефти на Верхотурский завод), объемы сырой нефти у нефтяных холдингов распределены на несколько лет вперед: часть экспортируется, часть подается на собственные нефтеперерабатывающие заводы компаний: "Вряд ли нефтяники захотят променять экспорт нефти на продажу Свердловскому НПЗ".

Как утверждает источник в руководстве Верхотурского НПЗ, сейчас инициаторы проекта проводят переговоры с "Сургутнефтегазом". Ожидается, что именно эта компания станет основным поставщиком сырья на завод. В пресс-службе "Сургутнефтегаза" отказались это прокомментировать. Но, как отмечает источник, близкий к компании, для "Сургутнефтегаза" поставки на НПЗ в Свердловской области могут стать интересными, если стороны договорятся, что часть нефти будет перерабатываться на условиях процессинга, и определенный объем продукции "Сургутнефтегаз" будет реализовывать сам. Как известно, Сургутнефтегаз" на фоне других ВИНК - самая необеспеченная собственной нефтепереработкой компания. Мощности его единственного НПЗ "Киришинефтеоргсинтеза" ограничены: при добыче компании 60 млн тонн нефти, завод перерабатывает только 18 млн.

Кроме того, в правительстве области не исключают, что поставлять нефть на Верхотурский завод сможет ТНК-ВР, которая добывает нефть на границе севера Свердловской области и Ханты-Мансийского АО. Это станет возможно, говорит чиновник регионального правительства, если учредители Верхотурского НПЗ договорятся о совместной с ТНК-ВР реализации нефтепродуктов на территории области. Поскольку   "дочка" ТНК-ВР и областной администрации – Уральская нефтяная компания является основным оптовым поставщиком ГСМ для крупных промышленных предприятий и муниципальных нужд области (90% продаж УНК составляют целевые оптовые поставки).

А пока, в планах Верхотурского НПЗ предусмотрена следующая схема реализации: 50% топлива будет реализована на Урале (учредители НПЗ – независимые операторы областного топливного рынка, поэтому часть автобензинов и дизтоплива они будут продавать на своих АЗС), а 50% - на экспорт. Предполагается, что покупателем экспортируемой продукции выступит все та же Alpha Insures Inc, которая готовится стать организатором финансирования проекта.

ТНК-ВР повезло

Ранее у правительства Свердловской области и ТНК были грандиозные планы самообеспечения области нефтепродуктами. Для их реализации была создана "Уральская нефтяная компания" (51% - ТНК, 49% - правительство области). По замыслу создателей, УНК должна была объединить добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефтепродуктов – и все это на территории Свердловской области.

Для осуществления названных планов ТНК получила лицензию на геологическое изучение Чернореченского участка недр на территориях Табаринского и Тавдинского районов области для поиска и оценки месторождений углеводородного сырья. Чуть позже планировалось построить НПЗ мощностью 3,6 млн тонн. Его загрузка должна была осуществляться частично за счет месторождений ТНК на Красноленинском своде ХМАО, но в основном за счет ввода в разработку перспективных блоков Свердловской области, которые УНК должна была подготовить к разработке в течение 2001-2005 годов. Но работы на участках недр практически не велись, а в 2003 году были полностью приостановлены из-за не перспективности.

Также был снят с повестки и вопрос строительства нефтепереработки. Весной 2006 года областное правительство вновь начало лоббировать старый проект, предложив ТНК-ВР шесть площадок для строительства НПЗ. По результатам анализа, обобщенного в ТЭО проекта, наиболее перспективным местом расположения НПЗ был признан город Сосьва Свердловской области. Но в ТНК-ВР сочла этот вывод ошибочным, указав на недостаток   в Сосьве энергетических мощностей.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2019

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

17.05.2019   Директор МВФ оценила возможные последствия торговой войны США и Китая
17.05.2019   Высокий спрос на ОФЗ и дорогая нефть являются одними из ключевых факторов поддержки национальной валюты - БКС
17.05.2019   Белоруссия приостановила транзит российской нефти на Украину
17.05.2019   "НОВАТЭК" занял место "Татнефти" в MSCI Russia 10/40
16.05.2019   "Транснефть" готова компенсировать ущерб от поставок грязной нефти по "Дружбе"
16.05.2019   Таллиннский нефтеналивной терминал отошел компании Liwathon из ОАЭ
16.05.2019   "Лукойл" запустил нефтяное месторождение D41 на шельфе Балтийского моря
16.05.2019   Меркель: Еврокомиссия не сможет заблокировать строительство "Северного потока-2"
15.05.2019   Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять ряд законопроектов в сфере недропользования
15.05.2019   Владимир Путин и Майк Помпео обсудили вопросы стабильности мировых энергетических рынков
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

23.06-28.06   г.Санкт-Петербург
6-й Форум будущих лидеров - Молодежный форум Мирового нефтяного совета
форум
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2019
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru