Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март-апрель 2007

к содержанию номера Версия для печати

Логистика

Южные порты меняют хозяев

В начале 2007 года "Роснефть" и РЖД практически одновременно заявили о своем  желании получить контроль над черноморскими портами – Туапсинским и Новороссийским. Обе сделки пока еще находятся под вопросом, однако в случае  успешного завершения они смогут существенно изменить расстановку сил на рынке перевалки нефти и нефтепродуктов.

 

РЖД надоели новороссийские "пробки"

Президент РЖД Владимир Якунин подтвердил интерес своей компании к непрофильному бизнесу. По его словам, "Российские железные дороги" (РЖД) уже ведут переговоры о приобретении долей в акционерных капиталах портов Новороссийска, Усть-Луги и Дальнего Востока. Однако, как отмечают в компании, в первую очередь речь идет о наиболее перспективном из них – Новороссийске, грузооборот которого к 2010 году должен возрасти до 200 млн тонн в год. "”Дороге" необходима непрерывная транспортная цепочка, ибо иногда чувствуется необходимость влиять на ее определенные звенья", - пояснили "ТР" в руководстве РЖД.

"Переговоры с владельцами "Новороссийского морского торгового порта" (НМТП) о покупке у него крупного пакета акций (подробнее см. "Формальности") уже идут полным ходом", - сообщил начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков. Пока в РЖД воздерживаются от комментариев относительно величины будущего портового пакета, однако, по данным "ТР", предполагается, что он будет не ниже блокирующего. В настоящий момент уже практически решен вопрос о передаче в доверительное управление железнодорожникам 20% госпакета, а недостающие до блокирующего пакета акции РЖД будет покупать после завершения соответствующих переговоров.

На данном этапе блокирующий пакет акций НМТП оценивается примерно в $1 млрд. Если сделка состоится, это существенно упростит отношения между РЖД и НМТП, которые последние несколько лет были напряженными из-за невозможности или нежелания новороссийцев расширять свои мощности по хранению грузов.

По утверждению г-на Голоскокова, приобретение доли в порту Новороссийска позволило бы РЖД "по-иному выстраивать свою инвестиционную программу по расширению припортовых станций", а также избежать традиционных предпраздничных пробок. По его данным, зимой 2006 года на припортовых станциях простаивало более 100 грузовых поездов, зимой 2007-го – около 50, что тоже не мало; при этом, основные убытки от простоя вагонов несет именно РЖД.

По данным первого вице-президента РЖД Вадима Морозова, в январе-феврале 2006 года грузоотправители не предъявили к погрузке свыше 6 млн тонн ранее заявленных грузов. В результате, к середине февраля железнодорожники недополучили более 2,5 млрд рублей доходов, а бюджет недосчитался более 600 млн рублей налоговых отчислений. Такая ситуация вынудила руководство РЖД за полтора месяца 2006 года ввести ограничения на перевозку черных металлов, удобрений, нефтепродуктов, лесных грузов общей продолжительностью 36 суток. Вызванные этим потери РЖД превысили 400 млн рублей по выручке и 1 млн тонн по погрузке. При этом, как минимум треть грузов, простаивавших в пробках, составляли нефтепродукты, которые из-за высоких тарифов на перевозки, наряду с металлами и минеральными удобрениями, являются наиболее выгодными грузами для РЖД.

По данным источника "ТР" в РЖД, в случае получения блокпакета акций НМТП, железнодорожники сами будут определять очередность продвижения грузов в порт, отдавая предпочтение наиболее капиталоемкой нефтянке. Кроме того, вполне очевидно, что РЖД, предполагающая в ближайшее время создать "Грузовую компанию" (подробнее см. интервью с генеральным директором ЦФТО РЖД Александром Донькиным в "ТР"-декабрь, 2006), окажется в более выгодном положении по отношению к другим перевозчикам и за счет этого сможет существенно потеснить многих частных перевозчиков на черноморском направлении. Правда, по мнению ряда экспертов, РЖД все же не стоит покупать стремительно дорожающий блокпакет НМТП (в RTS Board НМТП в конце января оценивался в $884 млн, а после консолидации пяти портовых операторов Новороссийска его стоимость возрастет до $1,6 млрд), так как проще и дешевле было бы построить с нуля несколько собственных терминалов для хранения грузов.

Туапсе избавят от металла

О намерении продать 69,4% акций Туапсинского порта Новолипецкий металлургический комбинат (владелец – известный предприниматель Владимир Лисин) заявил еще в начале прошлого года. Туапсинский пакет позволял НЛМК экономить на перевалке до $5 с тонны, но после того как подконтрольной г-ну Лисину компании Chupit удалось приобрести 60% акций более удобного для экспорта металла Таганрогского порта (в конце 2005 года их бывший владелец Александр Денисов оказался под следствием по подозрению в мошенничестве на сахарном рынке и был вынужден продать акции порта), туапсинский актив потерял актуальность.

Как сообщил "ТР" источник в НЛМК, купить акции Туапсинского порта предложили "Роснефти". Поступление подобного предложения в "Роснефти" пока официально не подтверждают. Эксперты, беседовавшие с "ТР", тем не менее, единодушны во мнении, что именно эта компания является наиболее вероятным новым владельцем порта.

Дочернее предприятие "Роснефти" - "Роснефть-Туапсенефтепродукт - ежегодно экспортирует через собственный нефтеналивной терминал порядка 10 млн тонн нефти и нефтепродуктов, 4 млн тонн из которых – продукция также принадлежащего "Роснефти" Туапсинского НПЗ (ТНПЗ).

Как известно, в 2006 году руководство "Роснефти" объявило о намерении увеличить мощность ТНПЗ втрое: с 4 до 12 млн тонн в год. Завершение модернизации ТНПЗ и параллельное увеличение пропускной способности терминала "Туапсенефтепродукта" с 11 до 17 млн тонн в год намечено к 2010 году. Несложно заметить, что острой необходимости в приобретении акций Туапсинского порта у "Роснефти" в общем-то нет. Тем не менее, специалисты, беседовавшие с "ТР", отмечают, что по ряду географических факторов развитие "Туапсенефтепродукта" на базе нынешних металлургических мощностей могло бы быть гораздо более эффективным, особенно в свете программы "Роснефти" по наращиванию объемов экспорта нефти. По мнению президента петербургской группы "Городской центр экспертиз" Александра Москаленко, нынешнее состояние Туапсинского порта позволяет легко его перепрофилировать, использовав причалы НЛМК.

Формальности

НМТП - крупнейшая стивидорная компания, работающая на территории Новороссийского порта. По даннымза 8 месяцев 2006 года, грузооборот порта вырос на 2,6 % и составил 72,9947 млн тонн (в том числе по нефти и нефтеналивным грузам - на 3,2% и 55,416 млн тонн, по сухим грузам - на 0,6% и 17,1149 млн тонн соответственно).

Уставный капитал НМТП составляет 192, 598 млн рублей, он разделен на 19259815400 обыкновенных акций номиналом 01 коп. 20% акций НМТП принадлежали "Росимуществу", 33,07% и 34,46% акций контролируют ФК "Уралсиб" и "Инвестсбербанк" соответственно, 5,48% акций контролировала "Дело-Центр" – управляющая компания транспортно-экспедиторского холдинга "Дело", принадлежащая депутату Госдумы Сергею Шишкареву.


Сухой порт
Расколоть железнодорожные "пробки" призван помочь и строящийся в настоящий момент крупный логистический центр грузооборотом 10 млн тонн в год в районе перегона станции Крымская. Разъезд "9-й километр" расположен на развилке дорог, ведущих в порты Новороссийск, Темрюк, Кавказ и Железный Рог. По мнению руководства Северо-Кавказской железной дороги, так называемый "сухой порт" позволит значительно снизить потери дороги от традиционных "пробок", а экономический эффект от строительства накопительного терминала составит около 1,6 млрд рублей в год.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

13.07.2018   Совфед одобрил закон об ускорении газификации
13.07.2018   "Обнулить" экспорт иранской нефти невозможно, но возможно сократить
13.07.2018   США сообщили ООН о нарушении Россией санкций в отношении Северной Кореи
13.07.2018   Число нефтегазовых установок в мире растет второй месяц подряд
13.07.2018   Татнефть и ТАНЕКО показывают хороший пример для остальных коллективов России – Павел Сорокин
12.07.2018   Новое госрегулирование тарифов в интересах монополий
12.07.2018   В Siemens ответили на слова Мордашова о выходе "Силовых машин" из СП
12.07.2018   ЛУКОЙЛ-Коми развивает шахтную добычу на Ярегском месторождении сверхвязкой нефти
09.07.2018   Минфин РФ предупредил об угрозе нового обвала нефтяных цен на мировом рынке
09.07.2018   Нефтепродукты могут подорожать в самое ближайшее время
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

11.08-17.08   Иркутск
ГЕОБАЙКАЛ 2018
конференция
04.09-06.09   Казань
НЕФТЬ.ГАЗ.НЕФТЕХИМИЯ
выставка
10.09-14.09   Геленджик
Геомодель 2018
Конференция
10.09-14.09   Севастополь
ЭКСПЛУАТАЦИЯ-ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА ,РЕМОНТ И БУРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН
сеинар-конференция
11.09-14.09   Ижевск
НЕФТЬ. ГАЗ. ХИМИЯ
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru