Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март-апрель 2007

к содержанию номера Версия для печати

LPG выходит в море

Существующая практика экспорта LPG из России пока, в большей степени, ориентирована на использование железнодорожного транспорта. Однако с ростом необходимости диверсификации рынков сбыта доля морских перевозок будет неизбежно расти. Как следствие, будет развиваться и терминальная инфраструктура. В настоящее время Россия испытывает явный недостаток собственных терминальных мощностей. Большая часть экспортных поставок южного направления осуществляется через порты Украины. На Балтике же традиционно сильны позиции Рижского терминала. Ситуация должна измениться к концу 2007 года. Именно на это время запланировано окончание строительства нескольких новых российских перевалочных мощностей. При этом, дополнительную "фору на старте" получит тот из экспортеров, кто первым успеет реализовать свой проект. Прежним лидерам рынка LPG придется потесниться.

 

Мировой рынок сжиженного нефтяного газа (LPG) в последнее время стремительно растет. Особенно высокие темпы роста потребления демонстрируют страны Евросоюза. Соответственно, значительно вырос объем экспортных поставок из России и стран СНГ. По итогам 2006 года, экспорт сжиженного газа из России составил 1,73 млн тонн (прирост к уровню 2005 года – 4,2%). Столь серьезный рост не мог не отразиться на транспортной составляющей. В настоящее время основная часть поставок приходится на железнодорожный транспорт. Доля же морских перевозок LPG составляет около 20%.

Югу не хватает емкостных парков

Среди существующих южных терминалов, переваливающих LPG, наиболее эффективны следующие: Рени (в устье Дуная), Одесса, Ильичевск, Керчь и Батуми.

На данном этапе основной объем перевалки приходится на Одесский терминал (см. "Сравнительные характеристики терминалов"), который позволяет отгружать LPG с 2-х причалов: №4 и №7. Причал №7, который был введен в эксплуатацию весной 2006 года, является глубоководным и принимает суда-газовозы грузоподъемностью более 10 тыс. тонн. Основные клиенты Одесского терминала – "Тенгиз-Шевройл" и австрийский трейдер Sidko, который реализует продукцию "Сибура". Обе компании работают по долгосрочным контрактам с турецкой компанией "Айгаз". После ввода в эксплуатацию "Тенгиз Шевройлом" второго газоперерабатывающего комплекса объемы перевалки Одесского терминала должны вырасти ориентировочно на 50%.

Другой крупный украинский терминал – Ильичевск – расположен в акватории морского торгового порта. Наибольший объем перевалки здесь пришелся на 2001 год и составил 256 тыс. тонн. Впоследствии, поскольку у Ильичевского терминала отсутствуют емкости для хранения LPG, большинство экспортеров предпочли работать в Одессе. Но к 2005 году терминал в Ильичевске вновь ожил. Благодаря газу украинского производства рост его перевалки составил около 65%. С начала 2006 года терминал начал принимать казахстанский газ Павлодарского НПЗ, однако весной 2006 года, после смены владельцев терминала, казахстанские поставки были прекращены. Российский же грузопоток через Ильичевск составляет всего около 8 тыс. тонн в год.

Терминал в Керчи также значительно уступает Одессе. Здесь, как и в Ильичевске, отсутствуют мощности для хранения газа. Реализация проекта строительства емкостного парка мощностью 8 тыс. кубов (примерно 4 тыс. тонн) упирается в банальную нехватку финансов.

Терминал в Батуми долгое время не играл значительной роли. В 2004 году перевалки LPG здесь вообще не было, а в 2005 году переваливалось всего 5 тыс. тонн газа (в основном, азербайджанского производства). В прошлом году терминал   нарастил объем перевалки до 20 тыс. тонн и планирует увеличить его до 60 тыс. тонн в год.

В России же пока нет ни одного терминала, специализирующегося на LPG, зато есть много проектов.

Россия ставит на тарифы

Один из наиболее крупных проектов перевалки LPG на южном направлении – терминал в Железном Роге. Его строительство ведет "Таманьнефтегаз". Проектируемая мощность терминала - 1,5 млн тонн в год. Особенностью проекта является способность будущего терминала принимать глубоководные суда-газовозы дедвейтом до 20 тыс. тонн. Это обеспечит экспортерам выход на мировой рынок LPG и откроет для них множество новых возможностей. Скорее всего, основным рынком экспорта LPG из Железного Рога станет Турция, однако другие варианты также не исключаются.

Не менее масштабный проект – терминал в Темрюке, в непосредственной близости от Железного Рога. Его основная проблема – ограничение по дедвейту судов до 3 тыс. тонн из-за необходимости использования Керченского пролива. Вопрос о целесообразности строительства двух мощных терминалов в непосредственной близости друг от друга снимается автоматически: терминалы в Темрюке и Железном Роге изначально будут ориентированы на разные рынки и разные классы судов.

И, наконец, на ноябрь 2007 года запланировано окончание строительства терминала для экспорта LPG в Туапсе. Его особенностью станет достаточно большой объем парка хранения и возможность принимать суда дедвейтом до 25 тыс. тонн.

Основным преимуществом российских проектов перед украинскими портами можно считать более низкий железнодорожный тариф. Экономия на транспортировке оценивается в 35-40$ с тонны. Именно за счет этого большая часть объемов LPG, переваливаемого на Украине, должна перейти в российские порты.

Балтика отстает

В Прибалтике LPG переваливают два терминала Латвии – Рига и Хамина. Ранее через Хамину шли очень большие объемы советского газа, но в последние годы российские поставки практически прекратились.

Рижский терминал и сейчас продолжает успешно работать, переваливая грузопоток   "Сибура" на каботажные танкеры дедвейтом до 3 тыс. тонн. Недостатком Рижского порта является невысокая скорость погрузки. Кроме того, в весенний период (конец февраля – начало апреля) погрузка затруднена из-за скопления льдов: нужно либо нанимать ледокол, либо вовсе отказываться от перевалки в это время. При этом, серьезной проблемой можно считать и тот факт, что экспорт из Риги – это не столько маршрут поставок, сколько возможность их диверсификации. Газ через Ригу идет в основном на Польшу, Швецию и Финляндию. По сравнению с транспортировкой LPG по железной дороге, морской путь в эти страны через Рижский терминал более сложен и менее выгоден.

На стадии реализации в балтийских портах находятся еще несколько новых проектов. Так, строительство терминала в эстонском порту Силомяе ведет компания "Силгаз". Ввод его в эксплуатацию намечен на конец 2007 года.

В России терминал для перевалки LPG может быть построен в Усть-Луге, под Петербургом. Реализацию проекта осуществляет "СИБУР" – крупнейший производитель и экспортер LPG; соответственно, проблем с загрузкой у терминала не будет, но могут возникнуть другие проблемы.

В отличие от Риги, проект в Усть-Луге рассчитан на рынок АRА (Амстердам-Роттердам-Антверпен) - один из мировых центров торговли LPG, поэтому данный проект ориентирован на крупные партии грузов на условиях CIF, в то время как в РФ пока нет компаний, имеющих опыт подобной работы, в частности, опыт фрахтования судов-газовозов. Все это может значительно затруднить работу терминала "Сибура", особенно на начальном этапе. Кроме того, учитывая постоянное увеличение экспортной пошлины, морские партии обычно проигрывают по эффективности железнодорожным поставкам LPG в Польшу и на внутренний рынок, объем потребления которого в последнее время существенно возрастает.

АТР подождет

На Дальнем Востоке терминалов для перевалки LPG в РФ пока нет. Но есть значительный потенциал по его производству. К числу основных производителей относятся Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), Комсомольский и Хабаровский НПЗ, которые пока ориентированы в основном на внутренний рынок.

Реальных проектов по увеличению производства LPG в регионе немного. Среди них, например, переработка Ковыктинского газа в Саянске, где будет построен газоперерабатывающий завод. Правда, не исключено, что саянским мощностям найдут и другое применение, поскольку спрос на LPG будет поступать и со стороны крупнейшего в России завода по производству поливинилхлорида. Сейчас этилен на этот завод поступает с АНХК, но для его полной загрузки ангарских мощностей не хватает. На данном этапе АНХК разрабатывает проект увеличения производства этилена в 2 раза. В случае его реализации, 200 тыс. тонн газа в год будут свободными и, соответственно, смогут быть экспортированы. Здесь, правда, стоит учесть, что транспортировка LPG до Тихого океана и строительство соответствующего морского терминала для его перевалки – удовольствие дорогое, в то время как   доставка LPG в Китай возможна и по железной дороге через Монголию.

Таким образом, наиболее вероятный вариант развития морских перевозок LPG на Дальнем Востоке для экспорта в Южную Корею, Японию и Китай просматривается лишь за счет реализации проектов добычи нефти в Красноярском крае и Эвенкии.

Сравнительные характеристики терминалов

Одесса
Мощность терминала - 450 тыс. тонн газа в год, мощность емкостного парка – 6,4 тыс. тонн. Имеются две железнодорожные эстакады с фронтом слива 22 и 24 цистерн.

Ильичевск
Мощность терминала - 300 тыс. тонн газа в год. Мощности по хранению отсутствуют. Железнодорожная эстакада обеспечивает слив 30 цистерн.

Керчь
Мощность терминала - 200 тыс. тонн газа в год. Мощности по хранению отсутствуют. Железнодорожная эстакада рассчитана на обслуживание 10 цистерн.

Рига
Мощность терминала - 200-220 тыс. тонн газа в год. Мощность емкостного парка – 3 тыс. тонн. Работу в весенний период затрудняет ледовая обстановка.

Железный Рог
Планируемая мощность терминала - 1,5 млн тонн газа в год. Ввод в эксплуатацию – осень 2007 года.

Темрюк
Планируемая мощность терминала - 500 тыс. тонн газа в год (с возможностью расширения до 1 млн тонн). Мощность емкостного парка - 3 тыс. тонн. Железнодорожная эстакада рассчитана на слив 20 цистерн. Ввод в эксплуатацию – осень 2007 года.

Туапсе
Планируемая мощность - 300 тыс. тонн газа в год (с возможностью расширения до 500 тыс. тонн). Железнодорожная эстакада обеспечит обслуживание 48 цистерн. Запуск – ноябрь 2007 года.

Силомяе
Планируемая мощность терминала - 500 тыс. тонн газа в год. Мощность емкостного парка – 12 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию – конец 2007 года.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

19.04.2018   "Жестко, как никто": Трамп рассказал о своем отношении к России
19.04.2018   Высокотехнологичное оборудование Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан не будут приватизировать. Размер создаваемого уставного капитала уменьшен втрое
19.04.2018   Минприроды хочет стимулировать компании к разведке новых месторождений
19.04.2018   Эксперт увидел потенциал роста поставок российского оборудования для НПЗ
19.04.2018   Нефть продолжает подъем
18.04.2018   Россия и Иран могут на пять лет продлить соглашение о поставках нефти
18.04.2018   Schlumberger хочет купить 24% российской Eurasia Drilling. Эксперты считают, что теперь сделка получит разрешение антимонопольной службы
18.04.2018   "Total" заинтересовалась альтернативной энергетикой в Казахстане
18.04.2018   Цены на нефть продолжают расти
17.04.2018   Японская Marubeni войдет в проект НОВАТЭКа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

23.04-26.04    г. Москва
Международная молодежная научная конференция "Нефть и газ - 2018"
конференция
23.04-26.04   Баку, Азербайджан
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ SOCAR "DOWNSTREAM КАСПИЙ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ТОРГОВЛЯ, ЛОГИСТИКА, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"
18.05    г. Москва
XV Международная Конференция "Освоение шельфа России и СНГ-2018"
конференция
22.05-24.05    г. Москва
6-я ежегодная конференция "Базовые масла и смазочные материалы СНГ"
конференция
29.05-01.06   Баку Экспо Центр
"НЕФТЬ И ГАЗ КАСПИЯ" / CASPIAN OIL & GAS 2018
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru