Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Главная / Журнал "Топливный рынок" / ноябрь-декабрь 2008

Игорь Фомин: ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт считает свою долю на Московском рынке близкой к оптимальной и крупных приобретений не планирует"

Интервью с Генеральным директором ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" Игорем Фоминым

На фоне общероссийского рынка топлива Московский розничный рынок развивается наиболее динамично. Оцените его сегодняшнее состояние. Каковы перспективы роста? Насколько существенно отличие от рынка Центрального региона в целом?

 

 

Московский топливный рынок на сегодняшний день крупнейший в России. Здесь высочайшая в стране конкуренция: в регионе работают все крупные ВИНК и около 50% автозаправочных станций принадлежат независимым операторам.

Главной особенностью московского рынка моторных топлив является ориентированность автопарка на потребление высокооктанового бензина: процентное соотношение реализации топлива Аи-95 в Москве в 2-3 раза выше, чем в прилегающих областях. Согласно независимым прогнозам, общая емкость рынка Москвы и Московской области к концу 2008 года достигнет 7,4 млн. тонн, что составит примерно 70% всего рынка моторных топлив Центрального региона России. В перспективе мы оцениваем рост рынка на уровне 7-8% в год.

 

Каковы топливные предпочтения Москвы и Московского региона в процентном соотношении бензина и дизельного топлива? Какие прогнозы развития рынка?

В Москве соотношение бензинов к дизельному топливу составляет 81% против 19% в пользу бензина. Причем доля бензина Аи-95 составляет около 40% от всех реализуемых в городе нефтепродуктов, доля Аи-92 -- 35%.

Если рассматривать Московский регион в целом, то соотношение составит 78% бензинов и 22% дизельного топлива. В последние годы отчетливо видна тенденция к сокращению доли низкооктанового бензина Аи-80: на сегодняшний день она не превышает 4%. Отмечу, что "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" планирует вывести бензин Аи-80 из оборота всех собственных АЗС до конца 2008 года.

В ближайшей перспективе в Москве и Центральном регионе России продолжится тенденция к увеличению потребления высокооктановых бензинов и качественного дизельного топлива. Нефтяные компании обеспечат рост потребления за счет увеличения реализации на действующих АЗС, т.е. по интенсивному пути, что потребует модернизации существующих автозаправочных станций. Также в ближайшем будущем можно прогнозировать сокращение доли независимых операторов розничного рынка, не обладающих достаточными средствами для проведения модернизации своих АЗС.

 

Представители "ЛУКОЙЛа" неоднократно заявляли о целесообразности увеличения потребления дизельного топлива. Планирует ли "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" наращивать объемы продаж дизельного топлива за счет специальных программ? Возможно ли осуществление подобных программ в Москве?

В Центральном регионе России на автозаправочных станциях "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" реализуется только дизельное топливо "ЭКТО", отвечающее действующему стандарту Евро-4, и оно пользуется растущим спросом у автомобилистов.

В целях популяризации высококачественного экологичного топлива "ЭКТО" в 2008 году с марта по октябрь в выходные дни на АЗС "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" цены на все виды моторных топлив снижались на 0,5 руб. Кроме того, на АЗС действуют скидки в рамках дисконтной программы "ЛИКАРД".

Официальные дилеры автомобильных концернов Audi, Renault, Volkswagen рекомендуют заправлять автомобили, оборудованные дизельными двигателями, дизельным топливом "ЭКТО" производства "ЛУКОЙЛ", что позволяет увеличить межсервисный пробег с 7.5 тыс. км до 15 тыс. км.

 

В последние годы в регионах растет количество проектов малой переработки. Насколько серьезно их влияние на развитие топливного рынка в Центральном регионе России?

Мини-НПЗ в Российских условиях не могут обеспечить высокого качества нефтепродуктов. Доля их продукции на рынке Центрального региона России невелика, так как с ростом количества новых современных автомобилей рынок все больше ориентируется на потребление высококачественных бензинов и дизельного топлива. В перспективе за счет увеличения рыночной доли вертикально-интегрированных нефтяных компаний продукция мини-НПЗ будет все менее востребована.

 

Планирует ли "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" вводить в эксплуатацию автоматические АЗС? Предполагается ли использование программ, обеспечивающих защиту АЗС от мошенничества клиентов? Предполагается ли защита компании и клиентов от мошенничества дежурных операторов автоматических АЗС (например, если из-за сбоев автомат недоливает топливо)?

В настоящее время "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" проводит испытания первой в Москве полностью автоматической автозаправочной станции. На АЗС установлены платежные терминалы компании "Автотанк" и все необходимые системы безопасности. Планируется, что первое время, для обеспечения контроля за работой автоматов и системы АСУ, на АЗС будет присутствовать оператор. При возникновении проблем клиенты смогут обратиться к нему, кроме того, у клиента останется возможность оплатить топливо непосредственно через кассу АЗС.

Испытания автоматической АЗС проходят с учетом опыта эксплуатации аналогичных терминалов на автозаправочных станциях ОАО "ЛУКОЙЛ" в Северо-западном регионе России. После завершения тестирования будет решен вопрос о целесообразности промышленного использования автоматических терминалов в Москве.

 

Какими принципами руководствуется "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" при выборе оборудования для АЗС? Сформирован ли пул постоянных поставщиков?

В "ЛУКОЙЛе" действуют жесткие корпоративные требования к оборудованию для АЗС. Эти требования обязательны для исполнения во всех дочерних предприятиях нефтепродуктообеспечения. Что касается поставщиков, то они определяются на тендерных условиях.

 

Какие программы реализует "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" для сохранения качества топлив при их хранении и транспортировке?

Все виды нефтепродуктов, реализуемых "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" в Центральном регионе России, поступают на собственные нефтебазы Общества только с нефтеперерабатывающих заводов "ЛУКОЙЛа" в Нижнем Новгороде и Перми. На нефтебазах топливо проходит дополнительную проверку на соответствие стандартам качества, и только после этого доставляется на АЗС. Таким образом, на практике осуществляется принцип "от скважины до АЗС" в части сохранения качества нефтепродуктов.

Кроме того, для оперативного контроля качества топлива и выполнения требований, касающихся обслуживания потребителей и ассортимента предоставляемых товаров и услуг, в "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" действуют 4 собственных передвижных лаборатории контроля качества нефтепродуктов. Мобильные лаборатории оснащены самой современной аппаратурой для определения всех значимых параметров нефтепродуктов. Бензины анализируются более чем по тридцати показателям, в том числе определяется содержание эфиров и спиртов, ароматических соединений, вычисляются давление паров, дистилляционные свойства, а также октановое число по моторному и исследовательскому методам. В дизельном топливе проверяется содержание ароматических, в том числе полициклических соединений, определяются цетановое число и цетановый индекс, а также наличие присадок и биосоставляющих топлива. Аппаратура, установленная в мобильных лабораториях "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукта", позволяет проанализировать дистилляционные свойства, определить температуру помутнения и температуру вспышки дизельного топлива в закрытом тигле.

Для оперативного взаимодействия с клиентами в "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" работает телефонная "Горячая линия", позволяющая немедленно реагировать на замечания по качеству не только моторных топлив, но и оказанных на АЗС услуг.

 

В последние годы наметилась тенденция продаж операторами АЗС собственных автопарков и переориентацию на сотрудничество с независимыми транспортными операторами. Планирует ли "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" развивать собственный автопарк?

На сегодняшний день "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" полностью отказалось от эксплуатации собственных бензовозов. Все виды нефтепродуктов перевозятся специализированными транспортными компаниями.

 

Когда планируется полностью закончить ребрендинг приобретенных АЗС "Ассоциации "Гранд" в Центральном регионе России?

Окончательно ребрендинг приобретенных АЗС будет завершен в первом полугодии 2009 года. Тем не менее уже сейчас на всех АЗС "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукта", в том числе на приобретенных у "Ассоциации "Гранд", реализуется бензин стандарта Евро-3 и дизельное топливо "ЭКТО" стандарта Евро-4, произведенные на нефтеперерабатывающих заводах "ЛУКОЙЛа". При этом в октябре текущего года "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" начал поставки бензинов "ЭКТО" на полностью завершившие ребрендинг автозаправочные станции, приобретенные у "Ассоциации "Гранд".

 

Есть ли планы по дальнейшему приобретению действующих АЗС в Москве и Московской области?

В структуру "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукта" входят более 280 АЗС, из них 198 в Московском регионе, а также 7 нефтебаз. На многих из них в настоящее время проводятся работы по ребрендингу и модернизации установленного оборудования. После приобретений, осуществленных Обществом в 2008 году, "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" считает свою долю на Московском рынке близкой к оптимальной и крупных приобретений не планирует.

© ИД "Топ-пресс", 2006-2020
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

т. (495) 517-55-26, +7 (906) 038-26-80
т/ф. (499) 194-09-79
info@top-r.ru