Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / июнь 2007

к содержанию номера Версия для печати

Переработка

В крыло

"Базэл" намерен снабжать топливом аэропорты юга России

"Афипский нефтеперерабатывающий завод" (АНПЗ), подконтрольный "дочке" холдинга "Базовый элемент" "Объединенная нефтяная группа", начинает первый этап модернизации, который позволит увеличить глубину переработки нефти завода с 60% до 70%. По утверждению исполнительного директора завода Сергея Ветлова, основной продукт, выпускаемый на АНПЗ - мазут - уступит место светлым нефтепродуктам. В руководстве компании утверждают, что часть "светлого" сегмента будет ориентирована на снабжение авиатопливом аэропортов ЮФО, большая часть из которых принадлежит "Русско-Азиатской инвестиционной компании" (РАИНКО, бенефициарный владелец - Олег Дерипаска). Кроме того, в руководстве холдинга уже заявляли и об интересе структур г-на Дерипаски к другому южнороссийскому нефтяному активу - обанкротившейся "Калмнефти". Эксперты полагают, что активная экспансия на юг России, ранее не специализировавшийся на нефтяном бизнесе "Базэла", позволит создать на базе одной из его структур региональную вертикально-интегрированную нефтяную компанию.

 

О заинтересованности нефтяным бизнесом Олег Дерипаска заявил еще в 2004 году, когда было создано специальное подразделение "Базэла" - "Объединенная нефтяная группа" (ОНГ). В конце 2004 года кубанец Дерипаска приобрел у группы акционеров во главе с "Нафта-Москва" "Афипский нефтеперерабатывающий завод". Сумма сделки не разглашалась. По утверждению директора "Базэла" Дэвида Джеованиса, новый собственник намеревался на базе АНПЗ выстраивать новую региональную ВИНК. Ради этого он купил 12 АЗС в Краснодарском крае и заявил о намерении построить еще 25 станций. На данном этапе АНПЗ перерабатывает около 160 тыс. тонн нефти в месяц и планирует довести этот показатель к 2010 году до 250 тыс. тонн.

Летом 2005 года, приблизительно за $3-4 млн. холдинг приобрел "Самараинвестнефть" (в 2006 году объем ее добычи составил около 83,5 тыс. тонн), которое контролировал генеральный директор "Самаранефтегаз" Павел Анисимов. "Самараинвестнефть" владеет несколькими небольшими нефтяными месторождениями в губернии (Шунгутское, Борское, Валентиновское, Чесноковское и Бузбашское). Кроме того, "Базэлу" принадлежит около 2% акций "Башнефти".

Компания пыталась приобретать крупные нефтегазовые активы, в том числе "Самаранефтегаз" и "Удмуртнефть", которую в 2006 году продавала ТНК-ВР, но безуспешно (в частности, "Удмуртнефть" за $3,5 млрд. приобрела китайская Sinopec).

В феврале 2007 года г-н Дерипаска решил войти на юг России с другого фланга. На прошедшем в Москве совещании у полномочного представителя президента России в ЮФО Дмитрия Козака по поводу привлечения частных инвестиций в Северо-Кавказский регион он заявил о том, что базэловская структура ОНГ рассматривает возможность приобретения работающей в Калмыкии компании "Калмнефть", добывающей чуть более 75 тыс. тонн нефти в год. Причиной интереса холдинга к находящей в состоянии банкротства калмыцкой добывающей компании называли желание собственника загрузить собственным сырьем Афипский НПЗ, мощности которого ОНГ намеревалась нарастить почти вдвое.

Арбитражный суд Калмыкии определением от 12 августа 2005 года по иску УФНС по РК, требовавшей от нефтяников погашения задолженности по налогам в размере 344 млн. рублей, а также пеням и штрафам в размере 118 млн. рублей, признал "Калмнефть" банкротом и открыл в отношении компании конкурсное производство. При этом в сентябре 2005 года комиссия Минприроды приняла решение об отзыве лицензий на 17 месторождений и участков недр "Калмнефти".

В то же время, по данным аналитика FIN Securities Дмитрия Царегородцева, запасы в Калмыкии трудноизвлекаемые, однако руководство республики рассчитывает на государственную поддержку слабо интегрированной в российскую экономику Калмыкии и надеется, что к 2010 году на ее территории будет добываться около 5 млн. тонн в год против 300 тыс. тонн в 2005 году.

Эксперты полагают, что если ОНГ удастся обзавестись собственными добывающими активами в ЮФО, то это значительно повысит рентабельность их перерабатывающих мощностей и станет недостающим звеном для создания желаемой ВИНК.

Однако, пока судьба "Калмнефти" еще официально не решена, ОНГ приходится заниматься развитием того, что у нее уже имеется на юге России.

Осветление
"Афипский НПЗ" выпускает мазут, дизтопливо, судовое топливо, бункеровочный мазут и прямогонный бензин. В 2006 году он реализовал 1,164 млн. тонн мазута, 730 тыс. тонн дизтоплива, 550 тыс. тонн технологического бензина и 115 тыс. тонн судового топлива. При этом на экспорт было отгружено около 90% продукции, а оставшуюся часть продали на территории Краснодарского края. В 2007 году АНПЗ планирует увеличить переработку сырья до 3 млн. тонн против 2,5 млн. тонн в 2006 году. Его финансовые показатели не разглашаются.

По словам исполнительного директора АНПЗ Сергея Ветлова, в настоящий момент завод главным образом производит мазут (46%), еще около 28% составляет дизельное топливо, 23% - технологический бензин. Основную задачу модернизации г-н Ветлов обозначил как "увеличение выпуска светлых нефтепродуктов" и постепенную замену выпуска мазута на имеющий более высокую маржу бензин. В настоящее время средняя себестоимость 1 тонны мазута в России составляет 3-4 тыс. рублей, розничная цена - 6-7 тыс. рублей. Себестоимость 1 тонны бензина АИ-95 - около 3 тыс. рублей, розничная цена на краснодарских заправках собственных АЗС АНПЗ - 22,11 тыс. рублей.

Кроме того, по данным председателя совета директоров Андрея Загорского, до конца 2007 года собственник введет в эксплуатацию на АНПЗ новый резервуарный парк, рассчитанный на хранение 50 тыс. тонн нефтепродуктов.

По его данным, в настоящий момент завершается программа реконструкции логистических мощностей завода, стоимостью 200 млн. рублей, которая была начата в 2006 году - установка резервуара для хранения нефти объемом 10 тыс. тонн и подготовка площадки для второго резервуара такого же объема. Одновременно заканчивается установка двух резервуаров для хранения дизельного топлива объемом по 5 тыс. тонн и одной емкости для хранения прямогонного бензина на 5 тыс. тонн. Готовятся площадки для установки еще трех таких емкостей.

В результате резервуарный парк АНПЗ должен увеличиться на 20 тыс. тонн сырья и 30 тыс. тонн светлых нефтепродуктов.

По данным АНПЗ, целью модернизации завода станет создание "сбалансированной вертикально-интегрированной нефтяной компании с высокой рыночной стоимостью" с оборотом не менее $1 млрд. и прибылью $100 млн. в год.

Как сообщили "ТР" в департаменте ТЭК Краснодарского края, реализация программы модернизации АНПЗ проводится в русле соглашения о сотрудничестве, заключенном в сентябре 2006 года между краевыми властями и руководством "Объединенной нефтяной группы". По утверждению представителей департамента, руководство ОНК обязалось в 2006-2007 годах вложить в развитие АНПЗ $40 млн., а также инвестировать в разведку нефтяных и газовых месторождений.

По мнению аналитика ИК "ФИНАМ" Михаила Фролова, в настоящий момент все ведущие российские НПЗ проводят модернизацию в преддверии принятия (в 2008 году) правительством РФ закона о переходе на выпуск высококачественного топлива (Euro3). Переход на Euro4 запланирован на 2010 год. По его данным, средняя глубина переработки нефтепродуктов на отечественных НПЗ сейчас составляет 71%, в то время как в США - 95%, в Европе - 85%. По его прогнозу, глубины переработки 80% российские предприятия достигнут лишь к 2012 году.

С другой стороны, эксперт ИК "Проспект" Александр Кузнецов полагает, что глубина переработки 70% вполне нормальна для российских НПЗ из-за того, что качество сибирской и поволжской нефти марки Urals с высоким содержанием серы не позволяет ей выпускать более совершенные нефтепродукты.

По расчетам г-на Фролова, для достижения названной глубины переработки АНПЗ необходимо будет потратить на модернизацию, в зависимости от выбора производителя оборудования, не менее $100 млн. и проводить реконструкцию от полугода до 3 лет.

Авиалиния
В качестве нового рынка сбыта светлых нефтепродуктов АНПЗ г-н Загорский обозначил южнороссийские аэропорты, согласившиеся приобретать у завода авиационный керосин, выпуск которого его компания намерена начать уже в 2007 году. Авиатопливо планируется поставлять в первую очередь в аэропорты Краснодарского края. Все они контролируются принадлежащей Олегу Дерипаске "Русско-Азиатской инвестиционной компанией". В сферу интересов РАИНКО входит компания "Аэропорты Юга", управляющая авиакомпанией "Авиалинии Кубани", а также аэропортами в Анапе, Сочи, Краснодаре и строящимся аэропортом в Геленджике. При сопоставимой с бензином себестоимости цена реализации 1 тонны авиационного керосина уже перевалила за 20 тыс. рублей "в крыло".

По данным г-на Загорского, в рамках нового направления на предприятии уже завершены работы по строительству узла для выпуска нового вида продукции: построен блок подготовки реактивного топлива, резервуары для хранения и мощности для налива продукта в автоцистерны.

"Сейчас большую часть самолетного топлива завозят в край из других регионов. Естественно, что выпуск керосина на территории края собственными мощностями - актуальная задача. Изначально мы планируем выпускать 8 тыс. тонн авиатоплива в месяц, а к концу 2007 года выйти на мощность 12 тыс. тонн, что составит 150 тыс. тонн авиакеросина в год", - сказал Андрей Загорский. Он также уточнил, что этот объем составляет примерно 60% общих потребностей края в авиакеросине.

По словам представителей НПЗ, сейчас завершается оформление документации новых продуктов. Первая пробная партия авиатоплива уже произведена: в резервуарах хранится и ожидает отгрузки 1,1 тыс. тонн топлива. Предполагается, что первые поставки потребителям начнутся в мае.

к содержанию номера Версия для печати

Осень-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

18.10.2018   Росгеология предложит методы борьбы с зависимостью российской геологоразведки от зарубежных технологий
16.10.2018   Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин 24 октября 2018 года примет участие в V Международном форуме "Геологоразведка-2018"
12.10.2018   Shell решила избавиться от нефтяного проекта в Венесуэле
12.10.2018   Эффективные технологии Компании "Татнефть"
12.10.2018   Кабмин утвердил план расширения магистральных газопроводов с Ямала
12.10.2018   В октябре добыча нефти в России снова выросла
11.10.2018   Глава ВР: санкции к "Газпрому" и "Роснефти" по типу "Русала" обрушат энергосистему ЕС
11.10.2018   Небесный фонарик уничтожил миллионы литров нефти
11.10.2018   Ливия нарастила нефтедобычу до 1,3 млн баррелей в сутки, намерена удвоить этот объем
11.10.2018   Хабаровскому НПЗ переработали льготы
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

22.10-26.10   Московская область, г. Домодедово
X международная научно-техническая конференция ПАО "ЛУКОЙЛ" по проблемам строительства скважин
Конференция
22.10-27.10    г.Сочи
6-я Международная научно-практическая конференция "Интеллектуальное месторождение: инновационные технологии от скважины до магистральной трубы – 2018"
Конференция
07.11-09.11   г.Волгоград
XVIII специализированная выставка оборудования, технологий для нефтяной и газовой промышленности и нефтеперерабатывающего комплекса "Оборудование – Нефть. Газ. Химия 2018"
выставка
14.11-15.11   г. Нижневартовск
Межрегиональная специализированная выставка "Нижневартовск. Нефть. Газ – 2018"
выставка
20.11-21.11   г. Новый Уренгой
6-ой ежегодный международный инвестиционный форум и выставка "Ямал Нефтегаз 2018"
форум и выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru