Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Зима-2017

к содержанию номера Версия для печати

Электромобили в России и в мире

Общеизвестно, что электромобили дороже автомобилей с ДВС, инфраструктура для их зарядки в стадии формирования, а проблемы снижения эффективности использования электромобилей в странах с резкими перепадами температуры не решены. Вместе с тем, по словам директора по консалтингу IHS Россия Максима Нечаева, ключевые барьеры к широкому распространению электромобилей снижаются. Дешевеют батареи, растет их энергоемкость, уменьшается время зарядки, растет расстояние, которое можно проехать на одной зарядке. По оценкам IHS Россия, за последние 7 лет, стоимость кВт-часа емкости снизилась в 4 раза до уровня $230. Время зарядки аккумулятора до 80% на современных мощных станциях составляет всего 30 минут, а дальность поездки лучших электрокаров на одной зарядке батареи превысило 500 км.
По данным IHS Россия, доля электромобилей в общемировом парке вряд ли превысит 10% к 2030 году. Для более интенсивного проникновения электромобилей на рынок требуются согласованные усилия автопроизводителей и государства. Производители должны повышать эффективность электрокаров и снижать их стоимость, а государство должно обеспечить стимулы к массовому строительству зарядных станций. "Но даже этого недостаточно. - убежден г-н Нечаев. - Должно пройти время, чтобы массовый пользователь смог преодолеть привычки многолетнего пользования автомобилем с ДВС и стал доверять электрокарам даже в экстремальных условиях".

 

В России

По данным HIS, в 2017 году, доля электромобилей в России составляет менее 0,002 % от суммарного автопарка страны в более 56 млн единиц. Это всего около 1000 единиц. Из них, по данным "Дайджест Нефтегаз", в 2016 году было продано 83 электромобиля и 39 за 7 месяцев 2017 года.

"Российские сети" уже анонсировали создание первой федеральной системы зарядных

станций. Пока у "Россетей" 130 электрозаправок, до конца года планируется увеличить их число до 190. Предполагается, что к 2020 году рынок электрокаров России вырастет до 200 тыс. единиц.

Особых льгот российские владельцы электромобилей, по оценкам "Дайджест "Нефтегаз", не получают. Исключение - Санкт-Петербург, Московская и Калужская области. Здесь они освобождены от транспортного налога. Москвичам, также, предоставлена возможность бесплатного пользования парковками.

По оценкам заместителя председателя РСПП по энергетике и энергоэффективности Юрия Станкевича, восприятие электромобилей в России сегодня можно охарактеризовать словосочетанием "настороженное ожидание". С одной стороны, многолетний положительный опыт электрификации общественного транспорта, а с другой — необходимость поддержания внутреннего спроса на традиционные виды топлива и сохранения экономической эффективности отечественной нефтепереработки, в модернизацию которой вложены большие средства.

В мире

По данным "Дайджест "Нефтегаз" производители аккумуляторов впервые предложили относительно дешевые батареи в середине 2000‑х годов. К концу 2010 года в мире насчитывалось уже более 100 тыс. электромобилей и автомобилей с гибридной тягой, в середине 2015 года общее количество электромобилей приблизилось к 1 млн единиц. В 2016 году, по оценкам "Дайджест "Нефтегаз", в электромобильные стартапы по всему миру было инвестировано $2 млрд. По итогам 2016 года мировые продажи электромобилей превысили 750 тыс.единиц и их количество превысило 2 млн единиц.

К началу 2017 года, по данным HIS, в мире насчитывалось уже около 2 млн. электромобилей при общем парке легковых авто в 1,4 млрд (0,14 %). Согласно прогнозам МЭА, в 2018 году в мире будет продано 1,6 млн электромобилей.

Пока основной объем продаж электромобилей сосредоточен в ограниченном количестве стран. По данным МЭА, на 5 стран приходится 80% общего объема продаж электромобилей в мире. В 2010 году основными рынками продаж электромобилей были США, Япония и Норвегия, а к 2016 году на первое место вышел Китай.

В Японии и Китае

По данным HIS в Китае и Японии покупатели отдают предпочтение автомобилям с гибридным двигателем. В 2016 году продажи гибридных автомобилей в Китае и Японии выросли более чем на 130%, а электрокаров на 106 %. По данным "Дайджест "Нефтегаз" власти Китая близки к тому, чтобы запретить производство на своей территории бензиновых и дизельных автомобилей. Этот производственный сегмент может оказаться под запретом уже в 2025 году. Предполагается, что мораторий не будет распространяться на гибридный колесный транспорт. В 2018 году электромобили или гибриды должны составить здесь не менее 8% объемов производства, а к 2020 году – 12%. В прошлом году Китай стал государством с самым большим парком электромобилей - 650 тыс. единиц.

В Европе и США

По данным "Дайджест "Нефтегаз" в Норвегии доля электромобилей в общем парке уже составила 5%, в составе автомобильных продаж 24%, в сегменте легкового транспорта — 42%. Продажу автомобилей предполагается прекратить с 2025 года.

Правительство Великобритании, по данным "Дайджест "Нефтегаз" объявило о запрете с 2040 года продаж автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, в том числе гибридных. Причина – забота об окружающей среде. Ускоренный переход на электромобили будет обеспечен, в основном, протекционистскими методами: сумма налоговых льгот составит около 30 млрд и около 200 млрд будут инвестированы в строительство 10 тыс. ветряных турбин и десяти атомных электростанций.

В Индии надеются за счет перехода на электромобили снизить зависимость транспортного парка страны от внешних факторов. По данным "Дайджест "Нефтегаз" запрет автомобилей с ДВС ожидается в 2030 году.

К 2050 году отказаться от автомобилей, по данным "Дайджест "Нефтегаз", планируют Германия и Нидерланды.

В США продажи электромобилей растут почти на треть ежегодно, в 2016 году их было около 560 тыс. ед., по итогам 2017 года, по данным "Дайджест "Нефтегаз", ожидается рост продаж на 40%.

В Дании, в 2016 году, продажи электромобилей упали из-за того, что власти отменили налоговые льготы их владельцам. По итогам первого квартала 2017 года, по данным "Дайджест "Нефтегаз", продажи электромобилей в Дании сократились более чем вполовину, в то время, как на рынках Европы, благодаря протекционистской политике, выросли почти на треть.

Прогнозы

По данным "Дайджест "Нефтегаз", ведущие автомобильные концерны планируют к 2025 году в совокупности продавать по 6 млн электромобилей в год, а к 2030 году нарастить объем до 8 млн. Международное энергетическое агентство ожидает, что к 2030 году в мире будет использоваться до 58 млн электромобилей. Норвежская Statoil ASA рассчитывает, что к 2030 году на долю электромобилей будет приходиться 30% всех продаваемых авто. Прогноз Exxon Mobil на 2040 год — 100 млн. BP ожидает, что 100 млн электромобилей будет в 2035 году. По оценкам VYGON Consulting рост доли гибридов, электрокаров и машин на газе составит 56% в структуре мировых продаж к 2035 году. Продажи автомобилей с ДВС сократится до 38 %, а доля электрокаров — вырастет до 20%.

Экология

В ЛУКОЙЛе полагают, что для окружающей среды электромобиль не безвреден. Если для производства электроэнергии будет использован уголь - на экологию это окажет отрицательное влияние. По оценкам китайских экспертов, вырастет и потребление электричества, вырабатываемого на загрязняющих воздух электростанциях.

"Степень экологической безопасности автомобиля стоит определять не только по последствиям его работы. Необходимо учитывать весь жизненный цикл электромобилей — от этапов производства до момента утилизации, включая процессы пополнения энергией и обслуживания машин. Значительные экологические риски кроются в процессах производства и использования мощных аккумуляторов", -- полагает г-н Станкевич. Литий и другие компоненты батарей электромобилей оказывают негативное влияние на экологию, а влияние электромагнитного излучения от батареи электромобиля на организм человека пока полностью не изучено.

БОКС

Продажи электромобилей

Источник: "Дайджест "Нефтегаз", Bloomberg New Energy Finance, Marklnes

БОКС

Производство

По данным "Дайджест "Нефтегаз", лидер по производству электромобилей - Китай. По оценкам Bloomberg, в 2016 году, китайский концерн BYD продал 102,5 тыс. электромобилей, заработав $ 3,8 млрд.

Tesla на втором месте. По данным "Дайджест "Нефтегаз" она продала 75 тысяч. электромобилей за $6,35 млрд. К 2018 году Tesla планирует нарастить выпуск до 500 тыс. электромобилей за счет новой модели — Tesla Мodel III, ориентированной на массового потребителя.

На третьем месте - VW.

Audi направит на разработку и создание электромобилей $12 млрд к 2022 году.

Volvo Cars будет ставить электродвигатель на каждый автомобиль с 2019 года. По данным "Дайджест "Нефтегаз" продажи Volvo с электроприводом к 2025 году должны достигнуть 1 млн единиц ежегодно.

Volkswagen намерен выделить 9 млрд евро на разработку автомобилей с электрическими и гибридными силовыми установками в период с 2017 по 2022 год.

Mercedes-Benz, летом текущего года, представила электрический грузовик Urban eTruck мощностью 340 лошадиных сил. Без подзарядки он сможет проезжать до 200 километров. Серийное производство электрических грузовиков Mercedes-Benz планирует начать после 2020 года.

Российская LADA Ellada выпустила в 2012 году около 100 единиц электромобилей LADA Ellada, но без дотаций, за 5 лет, не смогла их продать.

Mitsubishi начала продажи электромобилей в Росси, но из-за отсутствия прогресса в развитии инфраструктуры ушла из России.

В 2018 году, в Приморье, должен стартовать российско-японский проект "Прометей", в рамках которого, японские легковые авто будут переоборудованы в электрокары.

Особую активность, в текущем году, начала проявлять российская Drive Electro.

БОКС

Российская DriveElectroдоговорилась с Toshiba

Литий-титанатные аккумуляторные батареи, разработанные Drive Electro на основе аккумуляторных ячеек Toshiba для наземного общественного электротранспорта, производятся и эксплуатируются в России с 2014 года. Ими оснащены более 30 троллейбусов "Тролза", "Белкоммунмаш", а также электробусы второго поколения KAMAZ. Срок службы аккумуляторов – 20 000 циклов полного заряда/разряда, они могут использоваться без замены до 15 лет. Аккумуляторы Drive Electro рассчитаны на ультрабыструю подзарядку в течение 6-20 минут, что в 20 раз меньше среднего времени зарядки первого поколения литий-ионных аккумуляторов. Благодаря технологическим особенностям аккумуляторных ячеек Toshiba быстрая подзарядка не приводит к деградации материала батарей и может осуществляться при температуре до – 40°С без дополнительных систем подогрева.

"Изначально гарантийный срок на литий-титанатные аккумуляторные батареи Drive Electro с ячейками Toshiba составлял 2 года, однако, исходя из результатов исследований, мы готовы увеличить гарантийный срок на батареи Drive Electro для применения в троллейбусах с большим автономнным ходом и в электробусах. Гарантийный срок будет определяться в зависимости от специфики эксплуатации электротранспорта", –сказал Сота Горо, старший менеджер Toshiba Electronics Europe. По его словам, основным параметром, определяющим срок службы батарей с аккумуляторными ячейками Toshiba, является протяженность маршрутов и частота использования ультрабыстрой подзарядки. Также существует ряд определяющих критериев, связанных с отличиями в использовании аккумуляторных батарей для троллейбусов с большим автономным ходом и электробусов.

"Мы готовимся выйти на серийное производство аккумуляторных батарей и в 5 раз увеличить мощности, чтобы обеспечить потребности столицы, а также других российских городов в общественном электротранспорте", - сказал генеральный директор Drive Electro Сергей Иванов.

Производственные мощности Drive Electro находятся в г. Химки Московской области. По словам Сергея Иванова, уровень локализации составляет 30%, а с переходом на серийное производство он может быть поэтапно увеличен до 50%.

Корпорация Toshiba производит аккумуляторные ячейки для электротранспорта на новом заводе в Японии, построенном в 2011 году. "Toshiba постоянно работает над развитием технологии производства аккумуляторных ячеек для рынка электротехники с тем, чтобы увеличивать их емкость и способность переносить большие токовые нагрузки. Как правило, развитие идет с 2-летним тактом, и как только новые разработки достигнут необходимой степени зрелости, они будут использоваться в производстве аккумуляторных батарей Drive Electro", - сказал Сота Горо. 

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

19.04.2018   "Жестко, как никто": Трамп рассказал о своем отношении к России
19.04.2018   Высокотехнологичное оборудование Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан не будут приватизировать. Размер создаваемого уставного капитала уменьшен втрое
19.04.2018   Минприроды хочет стимулировать компании к разведке новых месторождений
19.04.2018   Эксперт увидел потенциал роста поставок российского оборудования для НПЗ
19.04.2018   Нефть продолжает подъем
18.04.2018   Россия и Иран могут на пять лет продлить соглашение о поставках нефти
18.04.2018   Schlumberger хочет купить 24% российской Eurasia Drilling. Эксперты считают, что теперь сделка получит разрешение антимонопольной службы
18.04.2018   "Total" заинтересовалась альтернативной энергетикой в Казахстане
18.04.2018   Цены на нефть продолжают расти
17.04.2018   Японская Marubeni войдет в проект НОВАТЭКа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

23.04-26.04    г. Москва
Международная молодежная научная конференция "Нефть и газ - 2018"
конференция
23.04-26.04   Баку, Азербайджан
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ SOCAR "DOWNSTREAM КАСПИЙ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ТОРГОВЛЯ, ЛОГИСТИКА, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"
18.05    г. Москва
XV Международная Конференция "Освоение шельфа России и СНГ-2018"
конференция
22.05-24.05    г. Москва
6-я ежегодная конференция "Базовые масла и смазочные материалы СНГ"
конференция
29.05-01.06   Баку Экспо Центр
"НЕФТЬ И ГАЗ КАСПИЯ" / CASPIAN OIL & GAS 2018
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru