Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Весна-2018

к содержанию номера Версия для печати

Оборотные штрафы - необходимая мера

Незаконный оборот продукции в России приобретает огромные масштабы. Это тормозит развитие добросовестной предпринимательской деятельности, снижает желание инвестировать деньги в российскую экономику, наносит вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, вводит в заблуждение приобретателей.

 

Незаконный оборот продукции в России приобретает огромные масштабы. Это тормозит развитие добросовестной предпринимательской деятельности, снижает желание инвестировать деньги в российскую экономику, наносит вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, вводит в заблуждение приобретателей.

Оценить объемы незаконного оборота сложно, поскольку недобросовестные участники рынка, как правило, осуществляют деятельность без регистрации, либо систематически перерегистрируются, без уплаты обязательных таможенных, налоговых платежей, не осуществляют подачу статистических данных.

Согласно анализу, проведенному Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на территории РФ, по разным секторам экономики, он составляет от 5% до 30%.

По данным экспертов объем незаконного топлива в целом по стране превышает 10 млн. тонн (около 30% от общего оборота). Лакомый кусок для недобросовестных предпринимателей, ведь основная причина появления контрафактного топлива, экономическая. Мошенникам это выгодно. Выгодно, подешевле купить полуфабрикат, подороже продать как товарный продукт.

А в случае, когда цена, предложенная за товарную продукцию оптовиком, подчас соответствует розничной на АЗС, а то и выше ее, у собственника АЗС нет иного пути как выжить и не работать себе в убыток, кроме как купить нечто подешевле. Вот вам и мотив.

Этим нечто может быть и товарная продукция ряда нефтеперерабатывающих предприятий, например, ООО "Марийский НПЗ" (Республика Марий-Эл), АО "Антипинский НПЗ" (г.Тюмень) которая свободно может продаваться на АЗС под собственным названием, регламентом это не запрещено, если продавец назвал вещи своими именами и не скрывает от потребителя, что это, к примеру, печное топливо, ДФТ (дизельная фракция технологическая), ТММЛ (топливо моторное малосернистое), дистиллят газового конденсата (ДГК). Эта продукция широко предлагается к оптовой продаже в качестве аналогов дизельного топлива, в том числе в сети Интернет, содержание серы в этих видах топлива в сотни и тысячи раз превышает нормативное значение установленное в ТР ТС. Судебная практика такова, что реализация подобных продуктов на АЗС не считается нарушением ТР ТС и противоправными действиями со стороны АЗС. Регламентом, Правилами технической эксплуатации АЗС, как впрочем и др. документами. Запрета или ограничений реализации подобных продуктов нет, а вред от его использования окружающей среде огромный, что сводит на нет достижения и цели принятия технических регламентов.

Происхождение контрафактного топлива всем давно понятно это:

- несанкционированный отбор топлива из нефтепроводов путем незаконных врезок и его переработка на нелегальных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества;

- не товарная продукция крупных нефтеперерабатывающих заводов или полуфабрикаты, имеющие меньшую стоимость, не облагаемые акцизным сбором, которые могут быть проданы как автомобильный бензин или дизельное топливо по соответствующей этим названиям цене (до 2006 г. это прямогонный бензин, до 01.07.2013 г. это печное топливо; до 01.01.2016 г. это судовое маловязкое топливо, до 2018 г. это средние дистилляты, топливо моторное малосернистое марки ТММЛ и др.);

- не товарная продукция и полуфабрикаты (в том числе с мини НПЗ) путем несложных манипуляций, благополучно превращающаяся в дизельное топливо и бензин на нефтебазах.

И конечно рост контрафактной продукции на рынке нефтепродуктов связан с добавлением в состав бензинов и дизельных топлив, различных дешевых низкокачественных компонентов, которые не обеспечивают необходимого качества и сохранности. Добавляют различного рода нефтяные фракции, растворители, низкосортные продукты нефтехимии и т.д. Этому способствует то, что процесс восстановления отдельных показателей качества на нефтебазах практически находится вне контроля со стороны государства, что делает возможным злоупотребления в этом вопросе.

К тому же от времени производства до применения нефтепродукты многократно перекачиваются, перевозятся различными видами транспорта, иногда длительное время хранятся в различных условиях на складах, базах, автозаправочных станциях (АЗС). При длительном хранении, многократном транспортировании и перекачке нефтепродукты контактируют с внешней средой: воздухом, влагой и техническими средствами (резервуарами, насосами, трубопроводами и др.), вследствие чего из-за естественного процесса испарения, а так же загрязнения могут терять свое качество.

К большому сожалению, технический регламент не устанавливает требования по подтверждению соответствия топлива полученного путем смешения нескольких партий, как впрочем, и ее паспортизацию и у нас в обороте сегодня все топливо с документами изготовителя НПЗ. Легче всего сегодня завезти на нефтебазу контрафактное топливо, либо путем несложных манипуляций с присадками (добавками) получить из низко октанового высокооктановое топливо с характеристиками которые в процессе хранения претерпевают существенные изменения, и продать такое топливо с паспортами и декларациями о соответствии крупного НПЗ. Попробуйте в таких условиях найти крайнего. Не трудитесь, это потребитель и государственный надзор, который в условиях 294-ФЗ, не позднее 31 декабря текущего года обязан разместить на сайте информацию о планируемых в следующем году проверках, за три дня уведомить СХД о начале проверки, а потом еще и отчитаться о ее эффективности!

Анализируя результаты плановых и внеплановых проверок, в том числе итогов проверок, проведенных Росстандартом совместно с органами прокуратуры и МВД в 2015г., в рамках исполнения поручения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, когда нарушения требований к качеству автомобильного топлива были выявлены на каждой второй заправке, а также в целях нормализации ситуации с качеством и безопасностью топлива на внутреннем российском рынке, Минпромторгом по инициативе Росстандарта был разработан проект федерального закона, предполагающий усиление ответственности за нарушение требований технического регламента, направленный на применение дополнительных мер по защите потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.

В итоге Президентом Российской Федерации 29 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон № 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" об увеличении административной ответственности за реализацию некачественного автомобильного топлива, который вступил в силу 29 января 2018г.

Предыдущая редакция КоАП Российской Федерации, действующая до 29.01.2018 г., предусматривала за нарушение требований технического регламента, административный штраф: на юридических лиц - в размере от 100 до 300 тысяч рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

Новым законом предусмотрен одинаковый размер штрафа в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, штраф в отношении должностных лиц не предусмотрен вообще.

За нарушение требований технического регламента Таможенного союза в части обозначения топлива, о наименовании, марке топлива, экологическом классе предусмотрена ответственность в виде штрафа на юридических лиц в размере от 100 до 300 тысяч рублей.

За нарушение требований технического регламента в части несоответствия характеристик автомобильного топлива, таких как, "массовая доля серы", "объемная доля углеводородов", "объемная доля монометиланилина", "температура вспышки в закрытом тигле" и др., предусматривает наложение штрафа в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией топлива.

За повторное, аналогичное правонарушение предусмотрен штраф в размере 3% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Несоответствие топлива по указанным параметрам приводит к загрязнению окружающей среды, оказывает негативное влияние на жизни и здоровье граждан, состояние автомобильной техники, вследствие чего выход ее из строя, в том числе и в процессе движения, что в свою очередь может создать угрозу безопасности дорожного движения и, как следствие, угрозу жизни и здоровья участников движения.

Ужесточение административной ответственности, внесение изменений в Налоговый Кодекс в целях расширения списка подакцизных товар, решение вопросов в части снятия противоречий в системе ценообразования на оптовом и розничном рынке, все эти меры направленны на то, чтобы экономически мотивировать участников рынка нефтепродуктов на продажу топлива соответствующего обязательным требованиям, причем не только по показателям безопасности, но и по показателям качества.

Продавать несоответствующее, контрафактное топливо должно стать экономически невыгодно. Ответственность за нарушение в виде штрафов, приостановления деятельности, конфискации топлива, может наступить в любой момент, поэтому продавать некачественное топливо, значит работать себе в убыток.


Марина Калинникова, руководитель ЦМТУ Росстандарта 

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

16.08.2018   Новак рассказал о пользе для энергетики от подписания Каспийской конвенции
16.08.2018   Биржи Европы закрылись резким снижением, в аутсайдерах горнодобывающие и нефтекомпании
16.08.2018   Рубль резко снижается вслед за нефтью
15.08.2018   Добыча нефти в Иране в июле составила около 3,737 млн баррелей в день
15.08.2018   Политика США может вызвать обвал цен на нефть
15.08.2018   Правительство может ввести обязательный норматив поставок нефти на НПЗ
15.08.2018   "Роснефть" пересмотрела модель завода на Дальнем Востоке
14.08.2018   На Сахалине построят нефтегазовый индустриальный парк на площадке ТОСЭР "Южная"
14.08.2018   Роснефть начинает продажу нового топлива Pulsar-100
14.08.2018   ВТО "предала" ЕС и поддержала Москву
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

04.09-06.09   Казань
НЕФТЬ.ГАЗ.НЕФТЕХИМИЯ
выставка
10.09-14.09   Геленджик
Геомодель 2018
Конференция
10.09-14.09   Севастополь
ЭКСПЛУАТАЦИЯ-ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА ,РЕМОНТ И БУРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН
сеинар-конференция
11.09-14.09   Ижевск
НЕФТЬ. ГАЗ. ХИМИЯ
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru