Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Осень-2018

к содержанию номера Версия для печати

Парк электромобилей все же растет

В прошлом году мировые продажи электромобилей выросли на 60%. Сейчас их парк составляет 3.4 млн ед.. Лидерами по использованию легкового электрического транспорта являются Норвегия, Германия, Великобритания и Франция, но основной прирост обеспечивает Китай. В тоже время, на Китай приходится практически весь мировой парк электробусов. Сегмент электромобилей в российском легковом автопарке сегодня составляет 0.004%. "Единственная сила, которая может стимулировать его развитие, - государство, - сказал генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов выступая на конференции "Электромобили 2018". - В любой стране без прямой помощи властей у электромобилей нет шансов. В этом плане Россия следует общемировой тенденции".

 

По данным VYGON Consulting, в 2017 г. мировые продажи EV увеличились более чем на 60%. Основной прирост произошел в Китае. Сейчас мировой парк электромобилей составляет 3,4 млн, их продажи – 1,2 млн, доля электромобилей в мировых продажах – 1,3%, доля продаж электромобилей с разовой субсидией – 84%.

Парк электромобилей в Европе, в прошлом году, по данным Russian Automotive Market Research, составил 930 тыс. штук. В 2018 году ожидается его увеличение на 45% до 1.35 млн штук. Лидерами по использованию легкового электрического транспорта стали Норвегия, Германия, Великобритания и Франция. По данным VYGON Consulting и Russian Automotive Market Research все электромобили в названных странах, куплены с помощью государственных дотаций. Без дотаций их приобретение было бы в принципе невозможным.

По словам аналитика VYGON Consulting Екатерины Колбиковой, на каждом рынке существуют специфические движущие силы, стимулирующие рост продаж. В Китае это бюджетные электромобили внутреннего производства, в Европе – уход автовладельцев от высокой налоговой нагрузки, в США – зависимость от цены на нефть.

"Лидером продаж в Евросоюзе является хэтчбек Renault Zoe. В пятерку самых популярных электромобилей входят, кроме него, BMW i3, Mitsubishi Outlander, Nissan Leaf и легендарная Tesla Model S. В тоже время, на европейском рынке, помимо электрокаров, продается много привычных нам моделей, но в электрическом исполнении", - сказал директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов.

Электробусы

По данным эксперта "Газпромбанка" Кирилла Никода,практически весь мировой парк электробусов приходится на Китай. В 2012 г. была принята программа развития электромобилей в рамках утвержденной пятилетним планом Программы NEV. По данным "Газпромбанка", 20% всех продаж автобусов в Китае за год – электробусы. К 2025 г. Китай планирует перейти на закупки только электробусов для городских нужд. По словам Кирилла Никода, в Шеньчжэнь перешли на электробусы на 100% досрочно. Их парк составляет 16.4 тыс. шт..

Активный рост электропарка стал возможен, по оценке Кирилла Никода, благодаря тому, что Китай уже решил все проблемы о которых в России только начали говорить. Во многих крупных городах КНР, по данным "Газпромбанка", насчитывается до 10 тыс. зарядных колонок и к 2020 г. планируется построить еще около 12 тыс. станций по зарядке и обмену батарей, а также 4.8 млн зарядных колонок.

Господдержка рынка выражается в предоставлении покупателям скидки до 20% стоимости электромобиля, освобождения от уплаты денежных сборов на платных автомобильных трассах и госпошлины за регистрацию транспортного средства. Кроме того, зарядные колонки освобождены от уплаты земельного налога на магистралях ряда провинций (например, в провинции Хэбэй), установлены специальные энерготарифы и обязательства по локализации.

Европа, по словам Кирилла Никода, тоже постепенно, развивает сегмент электробусов. Сейчас их парк составляет около 1.5 тыс. шт., но к 2020 г. в 25 европейских городах он вырастет до 2.5 тыс. шт., или 6% от общего парка автобусов. К 2025 г. еще порядка 6.1 тыс. электробусов будет введено в эксплуатацию. "Наиболее активно развивается парк электробусов в городском сообщении Великобритании, Нидерландов, Польши, Германии, Венгрии. На эти страны приходится 73% парка всех электробусов Европы. В общем парке городских автобусов доля электробусов составляет 1.5%", - сказал г-н Никода.

В США электробусы большой популярностью пока не пользуются, в основном, по причине дороговизны (типичный электробус стоит около $750 тыс., тогда как дизельный - $435 тыс.). Однако, по данным "Газпромбанка", доля гибридных автобусов увеличивается и уже составляет 18% от общего объема парка.

В России

Сегмент электромобилей в российском легковом автопарке сегодня составляет 0.004%. По данным Russian Automotive Market Research - это 1847 штук. Больше всего электромобилей в Приморском крае (благодаря ввозу б/у машин из Японии и Китая) и Москве (за счет высоких доходов населения) – это 21.2% и 19.6% соответственно. По словам Александра Козлова доля перепродаж электромобилей высока, а объемы продажи новых машин - малы и составляют примерно 0.007%. "На мой взгляд, должен пройти десяток-другой лет, чтобы электромобили прочно вошли в жизнь россиян, - считает Александр Козлов. – Кроме того, желательно развивать собственные марки электромобилей, а не тотально импортировать. Иначе повторится нынешняя ситуация, когда подавляющая часть автопарка в нашей стране – автомобили иностранных брендов".

Екатерина Кобликова объясняет развитие рынка электромобилей недостатком инфраструктуры. Например, в Приморском крае существует всего одна зарядная станция, несмотря на то, что в регион ввозится значительное количество подержанных электромобилей из Японии и Китая. В Москве этот показатель, по ее словам, лучше - 7 автомобилей на одну ЭЗС.

"Электромобили в России пока не идут, - сказал начальник управления "Комбинированные энергоустановки" НАМИ Кирилл Карпухин. – Причин множество. Возьмем хотя бы расстояние: ни один электрокар без подзарядки не доедет от Москвы до Санкт-Петербурга, а зарядных станций на пути нет. Или, например, в инструкции к Tesla указано, что использование при температуре ниже -15С нежелательно. А у нас 4-5 месяцев зима даже в средней полосе!". По словам Кирилла Карпухина испытания автомобилей на полигоне НАМИ в Подмосковье показали, что езда по снегу сокращает в два раза заявленный производителем пробег без подзарядки даже без включенных фар и отопления.

Инфраструктура

По словам представителя Минэкономразвития РФ Рустама Абульмамбетова к 2030 году должен быть достигнут паритет по стоимости владения электромобилем по сравнению с ДВС. Причем, государство нацелено на создание отечественного ТС, стоимость которого будет ниже стоимости электромобилей зарубежного производства. "Оптимистический сценарий предполагает, что к 2020 году доля электромобилей составит 1-1.5% от общего числа автопарка страны. При пессимистичном сценарии это случится на 6-7 лет позже. Ежегодный объем вложений в сегмент электромобилей может составить около 60 млрд руб", - сказал Рустама Абульмамбетова.

По данным "Росавтодора" на январь 2018 г. в России насчитывалось 140 пунктов для подзарядки электромобилей. В ближайшие годы ситуация должна изменится. По словам главного специалиста отдела технической политики и инновационных технологий "Росавтодор" Романа Бородина, уже разработана программа до 2020 г по развитию на дорогах зарядной инфраструктуры. По расчетам "Росавтодора" затраты на строительство зарядной колонки составляют 4.83 млн руб. При высокой интенсивности движения годовой доход от эксплуатации составит 8.76 млн руб. "Пока чаще всего интерес к заправочным колонкам проявляют представители бизнеса – традиционных АЗС, кафе, отелей. Именно так они планируют привлекать клиентов-владельцев электромобилей и, таким образом, окупать затраты на покупку зарядных колонок", - говорит Роман Бородин.

В текущем году на автодороге М-11 "Москва – Санкт-Петербург" будет создано шесть зарядных станций, еще шесть построят в 2019 г. Аналогичная работа запланирована на других крупных автомагистралях ЦФО. "Предполагается, что расстояние между зарядными колонками будет составлять 100-150 км", - пояснил Роман Бородин.

В 2018 году "Мосэнерго" планирует довести количество зарядных станций для электромобилей в Москве до 150. По словам директора по развитию "Мосэнего" Сергея Захрямина уже введено в эксплуатацию 80 ЭЗС в пределах Третьего транспортного кольца на городских парковках. В дальнейшем зарядные станции будут вынесены за его пределы. Пока ЭЗС "Мосэнерго" бесплатны для потребителей, но при увеличении количества электромобилей – будет вводиться плата за пользование.

В Санкт-Петербурге, по словам генерального директора компании "АудитЭнерго Групп" Ии Гордеевой, все зарядные станции бесплатны, что делает ежедневную стоимость владения равной нулю. Кроме того, водители электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога и имеют право бесплатно парковаться на улицах города. 

к содержанию номера Версия для печати

Осень-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

09.11.2018   Саудовская Аравия изучает возможные последствия распада ОПЕК
09.11.2018   КАМАЗ выпустил импортозамещающий спецавтомобиль для нефтяников Крайнего Севера
09.11.2018   По Крымскому мосту начали перевозить бензин
09.11.2018   В Курганской области появится мини-завод СПГ
09.11.2018   Цены на нефть стабильны после падения накануне
08.11.2018   АЗС начали скрыто повышать цены на топливо для корпоративных клиентов
08.11.2018   Иран: Россия и Саудовская Аравия переоценили рынок нефти и должны сократить добычу
08.11.2018   "Роснефть" пересмотрела в сторону увеличения инвестпрограмму 2018 года
08.11.2018   Нефтяные цены меняются слабо и разнонаправленно
07.11.2018   Министр нефти Ирана предупредил о дестабилизации рынка из-за санкций США
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

14.11-15.11   г. Нижневартовск
Межрегиональная специализированная выставка "Нижневартовск. Нефть. Газ – 2018"
выставка
20.11-21.11   г. Новый Уренгой
6-ой ежегодный международный инвестиционный форум и выставка "Ямал Нефтегаз 2018"
форум и выставка
26.11-27.11   г. Москва
Конгресс по нефтехимии и нефтепереработке PRC Russia&CIS
Конгресс
05.12    г. Москва
ХIII ежегодная конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе" (Нефтегазшельф-2018)
конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru