Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Осень-2019

Регулирование

Ожидания рынка газомоторного топлива

К плюсам развития газомоторного топлива относится, как известно, монетизация запасов газа, улучшение экологической ситуации в городах, экономия на топливе за счет низких цен на ГМТ, топливная диверсификация на транспорте и снижение внутреннего потребления нефтепродуктов. Но внутренний рынок газа в РФ пока стагнирует. По оценкам Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ, в долгосрочной перспективе, рост ожидается, но небольшой. К 2030 году российский рынок ГМТ составит около 10 миллиардов кубических метров. Это 1-1,5% от объемов добычи.

 

Согласно оптимистическому прогнозу Минэнерго на 2030 год, российский рынок ГМТ составит около 10 миллиардов кубических метров. Это 1-1,5% от объемов добычи и около 3% от общего объема потребления. Существенное влияние на показатели объемов потребления ГМТ, теоретически, мог бы оказать экологический фактор. Особенно в крупных городах, где ситуация сложная. К примеру, на этот путь сейчас пытается встать Китай. В тоже время, в крупных городах Европы и Америки ставку на ГМТ не делают - там пытаются перевести свой транспорт с нефтяного топлива на более экологически чистое электричество. На этом фоне, экономический фактор, для развития ГМТ, выглядит более убедительным.

Использование газомоторного топлива позволяет экономить на всех видах транспорта, включая коммерческий и общественный. По словам зам. начальника Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Александра Амирагяна, АГНКС лучше всего развивается в условиях, когда потребление нефтяного топлива не эффективно или угрожает энергетической безопасности страны: "Я имею в виду высокую зависимость от импортных поставок, высокие издержки и высокие цены на нефтепродукты. При наличии свободного доступа к газу, внутреннему или внешнему, такие страны развивают газомоторное топливо".

Есть также теория, что развивая внутренний рынок газомоторного топлива и, тем самым, снижая потребление бензина и дизтоплива, можно высвободить дополнительные объемы нефтепродуктов для их последующего экспорта и получения соответствующих доходов. Однако, по оценкам Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ, эта теория спорная, потому что снижение внутреннего потребления нефтепродуктов повлечет за собой снижение поступлений в бюджет акцизов и других налогов от нефтепродуктов".

Реальный потенциал роста газомоторного топлива в России – это в первую очередь, общественный и коммерческий транспорт. Экономия на топливе станет особенно актуальной по мере возможного роста цен на нефтяное топливо. Что же касается экологии, то тут видимо, остается ждать только каких-либо запретительных мер, касающихся въезда в центры городов, зоны отдыха, рекреационные зоны и пр.

Преграды

Основной преградой развития рынка ГМТ в России, считается недостаток заправочных станций. Но этот вопрос вполне можно решить технически. Гораздо большей проблемой, по оценкам Александра Амирагяна, является тот факт, что в России не действует ни один из факторов, которой мог бы стимулировать развитие рынка ГМТ: "У нас большие запасы нефтяных ресурсов, очень развита нефтепереработка, поэтому проблемы дефицита топлива нет. Есть ценовой дифференциал, но если мы сложим средства, которые необходимо вложить в развитие инфраструктуры АГНКС, перевод автомобиля на ГМТ, то мы не получим однозначный ответ, о необходимости всем этим заниматься".

Прогнозы

За последние 5-6 лет количество АГНКС увеличилось в полтора раза и составило около 400 штук. Согласно целевым показателям Минэнерго, в прогнозах до 2024 года, количество АГНКС должно увеличится более чем в 4 раза. Соответственно, объем потребления КПГ должен увеличиться более чем в 6 раз.

Отчасти, этому будет способствовать внесение изменений в нормативное регулирование, которое упростило изменениестроительство и эксплуатацию АГНКС, установку ГБО на автомобиль и т.д. Кроме того, по оценкам Александра Амирагяна, ряд мер могли бы стимулировать рынок ГМТ без финансовых вливаний. Это снятие преград нормативного и технического характера в сфере строительства АГНКС, упрощение процедуры выделения земли, снижение технических требований и обеспечение прозрачности рынка, льготы по транспортному налогу, льготы по оплате парковки и т.д.

Но конечно, наиболее действенный способ достижения заявленных целей – это бюджетное финансирование всех сегментов рынка газомоторного топлива. Предполагается, что оно должно охватить строительство АГНКС и субсидирование производства соответствующей техники: автомобильной, сельскохозяйственной, железнодорожной и т.д. А также, субсидирование потребления ГМТ. "В течение шести лет, с 2019 по 2024 год, на это планируется выделить около 175 миллиардов рублей бюджетных денег. Но это пока на стадии обсуждения", - сказал Александр Амирагян. 

© ИД "Топ-пресс", 2006-2020
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

т. (495) 517-55-26, +7 (906) 038-26-80
т/ф. (499) 194-09-79
info@top-r.ru