Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

"Сибнефть", ТНК – ВР и Лукойл делят Свердловскую область

Свердловская область (третий после Москвы и Санкт-Петербурга регион по потреблению нефтепродуктов) всегда отличалась высокой конкуренцией на топливном рынке. В силу того, что область не имеет своего нефтеперерабатывающего завода, здесь нет доминирующей компании: на топливном рынке присутствуют "Сибнефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР. До последнего времени 51% областных АЗС принадлежали независимым операторам. Сегодня, правда, их стало значительно меньше: за 2004-2005 годы около 20% независимых АЗС отошли "Сибнефти" и ЛУКОЙЛу по франчайзинговым либо джобберским договорам, часть были продана этим же ВИНК. Именно между ними сегодня и развернулась жесткая борьба за каждую свердловскую АЗС.

 

Первую попытку экспансии в Свердловскую область компания "Сибнефть" предприняла еще в 1997 году. С региональным правительством было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в регулярных поставках нефтепродуктов (поставщиком топлива выступал "Омскнефтепродукт"). А в конце декабря 2000 года "Сибнефть" неожиданно для всех участников рынка заявила о покупке контрольных пакетов акций "Свердловскнефтепродукт" (СНП) и "Екатеринбургнефтепродукт" (ЕНП), контролировавших около 45% топливного рынка области. Оба предприятия были созданы в процессе приватизации государственного объединения "Свердловскнефтепродукт" и стали владельцами всей инфраструктуры обеспечения ГСМ, доставшейся области с советских времен (в их структуру в то время входили 132 АЗС и 18 нефтебаз емкостью 140 тыс. м3).

 

Прорыв "Сибнефти"

Сегодня дилеры "Сибнефти" доминируют на рынке Свердловской области. По словам генерального директора СНП Анатолия Коркина, суммарная доля СНП и ЕНП по автобензинам – 63%, по дизтопливу - 46%. В 2004 году дилеры "Сибнефти" реализовали в области 997 тыс. тонн нефтепродуктов (из них 854 тыс. тонн светлых), при этом на розничные продажи пришлось лишь 46%.

Как отмечают операторы рынка, несмотря на то, что у ЛУКОЙЛа есть серьезное конкурентное преимущество – близость "Пермнефтеоргсинтеза" к Свердловской области (363 км против 921 км – транспортное плечо доставки с Омского НПЗ) — доля пермских нефтепродуктов в Екатеринбурге и области неуклонно сокращается. В то же время поставки "Сибнефти" ежегодно растут. А.Коркин утверждает, что отгрузка с Омского НПЗ осуществляется в течение 3 суток после заявки, а при покупке нефтепродуктов на Уфимских НПЗ сроки отгрузки достигают 10-15 суток.

Общее количество АЗС, находящихся в эксплуатации дилеров "Сибнефти", на сегодняшний день увеличилось до 181 единиц, в том числе 28 заправок арендуется, а еще 14 АЗС работает по договорам франчайзинга. Планы по увеличению доли на рынке Области в СНП и ЕНП предпочитают не афишировать: "цель компании не рост доли, а рост эффективности и прибыли". При этом плановый объем инвестиций в развитие сети АЗС в 2006 году превысит 600 млн рублей.

Представитель одной из ВИНК, работающих в области, поясняет: "свердловский рынок настолько плотно поделен, что если одна из компаний только заявляет о перспективе открытии АЗС, например, в Серове или в Нижнем Тагиле, то конкуренты торопятся опередить ее на практике".

Напор "Сибнефти" между тем не ослабевает. Дилеры компании первыми из ВИНК открыли в Свердловской области многотопливную АЗС в Красноуфимске. "Автомобиль не может работать только на газе, при запуске двигателя и в ряде других режимов эти автомобили работают на бензине, поэтому купить бензин и сжиженный газ в одном месте - это удобно потребителю. Вторая причина - растущий спрос на этот продукт", - поясняет А.Коркин. В будущем СНП и ЕНП планируют построить около 30 многотопливных АЗС, 7 из которых уже строятся (в Екатеринбурге, Каменск-Уральском, Асбесте и Н.Тагиле).

 

ТНК-ВР керосинит

На сбытовую сеть СНП и ЕНП ранее претендовала ТНК, заручившись поддержкой правительства Свердловской области. Власти давно вынашивали идею самообеспечения области нефтепродуктами. Поэтому под проект властей и ТНК была создана Уральская нефтяная компания (51% - ТНК, 49% - правительство области).

Предполагалось, что УНК объединит на территории Свердловской области добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефтепродуктов. Задачей компании было изучение и разработка Чернореченского участка в Тавдинском районе, а также разработка Иусского и Катыльинского месторождений на пограничном со Свердловской областью Пулытьинском участке в ХМАО. Производство нефтепродуктов планировалось в Красноуфимском районе. Загрузку НПЗ отчасти должны были обеспечить месторождения ТНК на Красноленинском своде, а также Иусское и Катыльинское (Свердловская область), которые УНК должна была подготовить к разработке в течение 2001-2005 годов.

Первой неудачей в проекте чиновников и ТНК стала продажа СНП и ЕНП. Продавцом акций этих предприятий выступил их менеджмент, которому "Сибнефть" предложила более выгодные условия. Не получив сбытовую сеть, ТНК усомнилась в целесообразности строительства НПЗ. Плюс к этому геологоразведочные работы на северо-востоке области выявили не слишком значительные ресурсы нефти, до 500 тыс. тонн извлекаемых запасов. В 2004 году УНК добыла всего 80 тыс. тонн нефти. Как следствие, тема строительства НПЗ в области была закрыта.

Сегодня, по словам руководителя отдела продаж УНК Максима Панова, на территории области под брендом ТНК-ВР работает 14 АЗС. Кроме того, компания открыла одну мини-АЗС, которая работает без оператора. "До 2008 года мы планируем открыть еще девять таких мини-заправок, которые будут находиться вблизи крупных торговых центров", - утверждает М.Панов.

Но розница – не главный конек Уральской нефтяной компании. Всего за 2004 год УНК реализовала в области 600 тысяч тонн нефтепродуктов, из них 90% - оптовые продажи. По словам Панова, в результате победы на тендерах УНК поставляет ГСМ для крупнейших предприятий области – УГМК, СУАЛ-Холдинга (подконтрольного совладельцу ТНК-ВР и группы компаний "Ренова" Виктору Вексельбергу).

Еще один крупный рынок сбыта УНК – топливно-заправочный комплекс аэропорта "Кольцово". Сегодня "дочка" ТНК-ВР является единственным поставщиком авиационного керосина в область (125 тыс. тонн в 2004 году). Примечательно, что управляет аэропортом все та же группа компаний "Ренова".

Но гендиректор "Кольцово" Михаил Максимов категоричен: "мы никак не ограничены тем, что наши акционеры – компания "Ренова" - имеет долю в ТНК-ВР". По его словам, такие иллюзии у ТНК-ВР были в начале сотрудничества с "Кольцово", но они быстро развеялись после того, как аэропорт стал покупать керосин по меньшим ценам у других производителей – "Сибнефти" и ЛУКОЙЛа. "Эти компании также крайне заинтересованы в долголетнем сотрудничестве с нами. В итоге ТНК-ВР предложила "Кольцово" лучшие условия: это меньшие цены, оперативность, возможность брать керосин в долг. Безусловно, нам удобно и выгодно работать с одним крупным надежным поставщиком. За два года они ни разу нас не подвели. Если есть возможность купить подешевле, например, из Госрезерва, мы ею пользуемся. В России четыре главных поставщика авиационного керосина, и все знают, у кого какие цены. Но никто из них почему-то не спешит предложить нам лучшие условия", - утверждает М.Максимов.

Между тем, аэропорт "Кольцово" не проводит тендеров на поставку авиакеросина. А представителей авиакомпаний утверждают, что из-за монопольного поставщика топлива, цены на керосин в "Кольцово" (740 долларов за тонну) выше средней по России цены (500 долларов за тонну).

 

ЛУКОЙЛ не сдается

История появления на Среднем Урале ЛУКОЙЛа уходит в 1997 год, когда В.Алекперов и Э.Россель подписали первое генеральное соглашение, по которому компания обязалась взяться за строительство на территории области сети современных АЗС. Приступить к немедленному выполнению планов помешал кризис 1998 года. Правда, уже через год компания "вернулась": "ЛУКОЙЛ—Пермь" была назначена оператором по сбыту нефтепродуктов в регионе. Активных действий вновь не последовало. Вялая политика ЛУКОЙЛа по отношению к Среднему Уралу продолжалась вплоть до прихода в регион "Сибнефти".

В 2001 году правительство Свердловской области и "ЛУКОЙЛ-Пермь" подписали новое соглашение о сотрудничестве. Взамен участия компании в целевых областных программах, областное правительство пообещало помогать в предоставлении земельных участков для строительства 15-20 АЗС. Похожее соглашение было подписано год спустя и с администрацией Екатеринбурга: в черте города ЛУКОЙЛу пообещали участки под 12 АЗС.

"Красно—белому" развитию в Свердловской области мешало несколько факторов. Во-первых, основную уже созданную сеть АЗС подмяла под себя "Сибнефть", и ЛУКОЙЛу пришлось инвестировать в строительство новых АЗС. Во-вторых, за все время работы в регионе компания только к концу 2003 года распределила сферы ответственности между своими дочерними предприятиями. Так, "ЛУКОЙЛ-Пермь" создала свою "дочку" - "ЛУКОЙЛ—Екатеринбургнефтепродукт".

Предполагалось, что это предприятие будет отвечать за поставки нефтепродуктов с "Пермнефтеоргсинтеза". На деле получалось, что екатеринбургская компания конкурировала с "ЛУКОЙЛ—Пермнефтепродуктом", который также пытался продавать топливо на Среднем Урале. В итоге только в 2003 году все полномочия по поставкам нефтепродуктов в Свердловскую, Пермскую и Кировскую области были переданы "ЛУКОЙЛ—Пермнефтепродукту", а "ЛУКОЙЛ—Екатеринбургнефтепродукт" был преобразован в ее свердловский филиал.

На сегодняшний день "Пермнефтепродукт" владеет 4 нефтебазами в Свердловской области (емкость – 5 тыс. м3). В собственности компании – 49 АЗС, около 20 АЗС работают под брендом ЛУКОЙЛа по договорам франчайзинга. Еще четыре заправки компания планирует либо купить, либо построить в самое ближайшее время.

Генеральный директор "Пермнефтепродукта" Игорь Фомин высоко оценивает работу своей компании на свердловском рынке: "в последнее время в области была отмечена наибольшая динамика объемов реализации наших нефтепродуктов. Главную роль сыграли два фактора: рост количества АЗС и среднесуточной реализации с одной заправки (он составил 16%). Сегодня среднесуточная реализация в Свердловской области - более 9 тонн нефтепродуктов. Это хороший показатель и по общероссийским масштабам. Такие результаты вызваны удачным расположением АЗС, мы строим их в местах, где возможен большой объем реализации, лояльным отношением жителей Екатеринбурга и Свердловской области к брэнду ЛУКОЙЛа, к нашей молодой для Среднего Урала растущей сети".

 

Независимых все меньше

На фоне укрепления позиций ВИНК, доля независимых операторов на рынке Свердловской области год от года все больше снижается. В 2004 году одна из крупнейших частных компаний области - ОАО "УралБизнесНефть"(УБН) - продала семь расположенных в Екатеринбурге АЗС, принадлежащих "Урал-Виктан". Эти заправки были тут же переданы в аренду дилеру "Сибнефти" - "Екатеринбургнефтепродукту". Примерно в то же время "ЛУКОЙЛ—Пермнефтепродукт" перекупил две АЗС у другого крупного независимого оператора "ЕДИАР". В прошлом году тенденция продолжилась. В августе "ЕДИАР" объявил, что передал в управление "Сибнефти" всю свою сеть, насчитывающую 21 АЗС. Соглашение заключено сроком на 1 год.

Сергей Шиян, директор Уральского топливного союза (УТС), объединяющего 17 независимых трейдеров, уверен, что в "уходе" независимых виноваты "крупные компании, которые, договорившись друг с другом, хотят монополизировать рынок Екатеринбурга, где в отличие от Перми и Челябинска (там львиная доля АЗС принадлежит ЛУКОЙЛу) сохранялась достаточно высокая конкуренция".

Особенно ярко, по его словам, это проявилось весной 2005 года. "На заправках ЛУКОЙЛа и других ВИНК ценники не менялись, в то время как их нефтеперерабатывающие заводы повысили отпускные оптовые цены на бензин на 30—40 копеек. В результате независимые АЗС тоже вынуждены были поднять цены, иначе бы просто не выжили", - говорит С.Шиян. Он считает, что "главная цель крупных компаний - придушить независимых конкурентов".

В ВИНК опровергают эти обвинения, утверждая, что причина в налоговой политике государства и росте мировых цен на нефть: "конъюнктура, которая складывается на оптовом рынке, это рыночная реакция, в том числе связанная с мировыми ценами на нефть и нефтепродукты", - заявляют в ЛУКОЙЛе.

Глава "Свердловскнефтепродукта" А.Коркин считает, что в будущем из-за роста затрат и усиления налогового администрирования автозаправки с небольшим объемом реализации будут закрываться. Появление новых независимых операторов он считает маловероятным "в связи с отсутствием эффективных земельных участков в средних и крупных городах, повышением требований к качеству строительства АЗС и с тем, что темпы роста стоимости строительства заправок значительно опережают темпы роста розничной наценки на нефтепродукты".

Сегодня "Сибнефть" активно предлагает сотрудничество независимыми операторам, в частности, компания готова предоставить им свой бренд по договорам франчайзинга, включить независимые АЗС в корпоративную сеть заправок "Сибнефти" по осуществлению отпуска по пластиковым картам, взять независимые заправки в аренду или купить их. М.Панов из УНК говорит, что увеличение на рынке доли ВИНК – это закономерное явление: "бренд – это не просто торговый знак, это повышение стандартов по качеству нефтепродуктов, по уровню услуг и сервису".

 

В ожидании

По мнению участников топливного рынка Свердловской области, в ближайшей перспективе продолжится активная борьба между дилерами "Сибнефти" и "ЛУКОЙЛ—Пермнефтепродуктом". В более далеком будущем прогнозируется приход новых игроков. Так, А.Коркин считает, что на областном рынке есть ниши даже для крупных компаний: это сегменты с ограниченным количеством крупных потребителей, такие как поставка топочного мазута. Правда, неизвестно, кому из ВИНК это направление интересно.

М.Панов не исключает возможности продвижения на Средний Урал "Газпрома", который осенью этого года купил 72,6% акций "Сибнефти". Сегодня дочернее предприятие "Газпрома" "Уралтрансгаз" проводит в регионе широкую кампанию внедрения газомоторного топлива (метана) на промышленных предприятиях. "Уралтрансгаз" уже эксплуатирует порядка 30 автогазонаполнительных компрессорных станций в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. Возможно, в перспективе это направление будет расширено при привлечении "Сибнефти".

А гендиректор "Пермнефтепродукта" И.Фомин прогнозирует, что со временем в Свердловскую область придут и иностранные компании, такие как Shell и ВР. После того, как ими будут освоены столичные регионы, взгляд иностранцев, по мнению Игоря Фомина, обратится в менее эффективные области: "Дальше они пойдут по федеральным трассам и дойдут до регионов. У BP уже есть программа развития сети вдоль федеральных трасс".

 

БОКС

Детали

По данным "Свердловскнефтепродукта", емкость рынка нефтепродуктов Свердловской области оценивается в 2,3—2,6 млн тонн в год. Из них, 810 тыс. тонн - автомобильные бензины и 590 тыс. тонн – дизельное топливо. Кроме того, область потребляет 600 тыс. тонн мазута, 125 тыс. тонн авиакеросина, 80 тыс. тонн масел, а также 70 тыс. тонн битума.

Всего в области около 500 АЗС, из них в Екатеринбурге - порядка 120. Основные поставщики топлива: ЛУКОЙЛ (с "Пермнефтеоргсинтеза"), "Сибнефть" (с Омского НПЗ), ТНК-ВР (с "Орскнефтеоргсинтеза" и Нижневартовского НПЗ) и уфимские НПЗ. При этом, львиная доля оптовых поставок приходится на свердловских дилеров "Сибнефти" (в структуре их бизнеса опт составляет 54%). Специалисты оценивают оборот областного топливного рынка в $500 млн.

 

Структура и динамика оптовых поставок бензина в Свердловскую область

 

2002 г.

тонн

2003 год

тонн

2004 год

тонн

2005 год

тонн

Сибнефть

469 842

499 351

498 139

453,8

ЛУКойл

251 148

257 773

197 025

221,5

Уфимские НПЗ

35 022

49 614

111 949

90,0

ТНК-ВР

55 911

24 714

18 091

19,2

Газпром

8 879

8 367

8 122

18,2

Прочие*

1 131

1 440

3 040

7,2

Всего

821 933

841 259

836 366

809,9

* В категорию "Прочие" попадают компании Славнефть, Татнефть, ЮКОС, на доли которых приходится не более 1%

Источник: база данных РЖД

 

Структура и динамика оптовых поставок дизтоплива в Свердловскую область

 

2002 год

тонн

2003 год

тонн

2004 год

тонн

2005 год

тонн

Сибнефть

194 622

221 764

256 866

226,2

ЛУКойл

233 817

203 874

146 378

147,3

Уфимские НПЗ

36 443

78 864

79 599

121,1

ТНК-ВР

63 436

42 275

33 834

48,6

Газпром

16 196

12 545

13 939

16,0

Прочие*

17 279

24 286

19 543

26,5

Всего

561 793

583 608

550 159

585,7

* В категорию "Прочие" попадают компании Славнефть, Татнефть, ЮКОС, на доли которых приходится не более 1%

Источник: база данных РЖД

 

Заправка авиационным керосином в Аэропорту "Кольцово"

 

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

ГСМ, тонн

99198

103095

122817

127966

145503

Источник: "Кольцово"

 

Количество АЗС Свердловской области

 

Количество АЗС

%

"Сибнефть" (СНП, ЕНП)

139

29,6%

ЛУКойл

49

10,4%

ТНК-ВР (УНК)

15

3,1%

УралБизнесНефть

20

4,2%

ЕДИАР

21*

4,5%

Прочие**

176

37,5%

В т.ч. УТС***

49

10,4%

Всего

469

100%

* Все АЗС ЕДИАРа переданы в управление дилерам "Сибнефти"

** включая франчайзеров и джобберов "ЛУКойла" и "Сибнефти"

***Независимые АЗС, объединившиеся в Уральский топливный союз (УТС), без учета УралБизнесНефти и ЕДИАРа

 

 

к содержанию номера Версия для печати

Лето-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

04.09.2020   Александр Новак назвал прогнозируемые цены на нефть в 2021 году
04.09.2020   Нефтегазовые компании УрФО внедрят зеленые технологии
04.09.2020   В мире наблюдается избыток НПЗ, что может стать новой проблемой для нефтяной отрасли
04.09.2020   Российские НПЗ увеличивают поставки бензина на внутренний рынок и уменьшают экспорт
04.09.2020   "Транснефть-Сибирь" обеспечит безопасную доставку нефти в Арктике
03.09.2020   Накопленная добыча нефти на Казанском месторождении достигла 10 млн т
03.09.2020   Александр Новак и Павел Сорокин провели совещание по нефтегазовому комплексу
03.09.2020   В Удмуртии приступили к обустройству Ялыкского месторождения
03.09.2020   Нефть незначительно теряет в цене
03.09.2020   Участники ОПЕК+ систематически нарушают сделку
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

30.09-02.10   Казахстан, Алматы
27-я Казахстанская международная выставка и конференция "НЕФТЬ И ГАЗ" / KIOGE 2020
конференция
12.10-14.10    г. Москва
Российская нефтегазовая техническая конференция SPE 2020
конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2020
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru