Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / июнь 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Сбыт

ТЮМЕНЬ "ЗЕЛЕНЕЕТ"

Правительство Тюменской области приняло решение о переоборудовании в текущем году части муниципального автобусного парка и сельскохозяйственной техники на сжатый природный газ (метан). Транспорт будет эксплуатироваться в опытном режиме в разных условиях (в том числе при низких температурах) -- власти хотят получить гарантии, что в будущем техника выдержит сибирские морозы.

Если эксперимент пройдет удачно, то региональное правительство готово выделить дотации из областного бюджета на переоборудование автотранспорта. "Запсибгазпром", который выступает главным подрядчиком в данном проекте, кровно заинтересован в успешном исходе испытаний: в рамках внутренней реорганизации "Газпрома" и возможной продажи тюменского предприятия он ищет для себя подстраховку. Правда, приступая к газификации техники, "Запсибгазпром" пока не может ответить на принципиальный вопрос – на каких заправочных станциях газобаллонные автомобили смогут заправиться.

 

Впервые идею использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива в Тюменской области начали серьезно обсуждать еще в 2002 году. Инициировали полемику депутаты областной думы от "Сургутгазпрома" Игорь Иванов и Владимир Крамской. Тогда же, после обсуждений на круглых столах, тюменским парламентариям было рекомендовано создать областной закон "Об использовании сжатого природного газа в качестве моторного топлива"; областной администрации – разработать программу по предоставлению налоговых льгот предприятиям, которые будут использовать газ вместо бензина и дизельного топлива, органам местного самоуправления тюменских городов – рассмотреть вопрос о переводе муниципальной техники на газ, а "Сургутгазпрому" и "Тюменьтрансгазу" - оказать помощь в создании необходимой инфраструктуры и содействие при переоборудовании муниципальной техники. 

Но не сложилось. Депутаты облдумы решили не бежать впереди Госдумы и подождать принятия федерального закона "Об использовании сжатого природного газа". Ведь, как известно, федеральная нормативно-правовая база до сих пор не утверждена. Что касается "Сургутгазпрома" и "Тюменьтрансгаза", то они на фоне бездействия областных властей стали продвигать идею по использованию метана на транспорте на территории своей непосредственной деятельности и регистрации – в Ханты-Мансийском автономном округе. Сегодня в администрации Тюменской области говорят, что тогда, в 2002 году, не было такой огромной разницы между ценами на бензин и на газ, поэтому необходимость газификации автотранспорта не стояла так остро.

 

Губернатор боится морозов

В феврале текущего года в Тюмени состоялось межрегиональное совещание "Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и парка газобаллонных автомобилей на территории УрФО", организатором которого выступил "Запсибгазпром". В большей степени на совещании обсуждались проблемы и перспективы тюменского региона. Как заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, рост цен на нефтепродукты заставляет искать альтернативные виды топлива: "Сегодня в бюджетной сфере самые затратные отрасли - транспорт и сельское хозяйство. Субсидии, которые выделяются сельхозпроизводителям из областного бюджета для покрытия топливных расходов на проведение посевной и уборочной, измеряются миллиардами рублей. Поэтому муниципальные транспорт и аграрии нуждаются в первоочередном внедрении сжатого газа".

Генеральный директор "Запсибгазпрома" Владимир Завьялов обрисовал властям радужные перспективы: если переоборудовать муниципальный транспорт Тюмени (в городе три муниципальных предприятия, их парк составляет 317 машин) на газ, то годовая экономия составит 300 млн рублей. Средняя цена газового оборудования и его установки на легковую машину составит 1 тыс. долларов, на грузовую — 3 тыс. долларов, в среднем срок окупаемости - два года.

Главное, что беспокоит губернатора Владимира Якушева, - это эксплуатационные характеристики газобаллонного автотранспорта. "Цена на топливо является конкурентной средой. Но при этом важно знать, как будет вести себя техника на сжатом газе при эксплуатации в условиях низких температур, насколько будет влиять использование такого вида топлива на износ двигателя", - отметил глава области. По его словам, тюменскому правительству необходимы гарантии, что при аномально низких температурах, в сибирские 50-градусные морозы, газобаллонная техника не выйдет из строя и городской транспорт не встанет.

В связи с этим Владимир Якушев предложил в качестве эксперимента перевести на метан часть муниципального транспорта и сельскохозяйственной техники. Параллельно свое исследование "О влиянии низкотемпературных условий эксплуатации на токсичность и расход топлива при работе на газе" проведет Тюменский государственный нефтегазовый университет. По результатам эксперимента и исследований тюменские власти должны принять решение о бюджетном финансировании перевода автотранспорта на альтернативное топливо. Возможно, это произойдет уже в 2007 году. Пока же депутатам Тюменской областной думы предложили вернуться к разработке нормативно-правовой базы для использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива.

 

Вынужденные оптимисты

По мнению специалистов "Запсибгазпрома" (предприятие еще несколько лет назад перевело весь свой автопарк на метан) с морозами газобаллонная техника справится. Кроме того, Владимир Завьялов уже сообщил областным властям, что его предприятие готово к массовой газификации автотранспортных средств. Сегодня "Запсибгазпром" уже получил необходимые лицензии, подготовил помещения, провел обучение персонала, и даже объявил тендер на поставку оборудования (кроме российских производителей в нем участвуют немцы и итальянцы).

Ответ на вопрос, почему "Запсибгазпром" форсирует события, очевиден. В настоящее время "Газпром" проводит внутреннюю реорганизацию дочерних обществ по видам деятельности. При этом, как заявил зампредправления "Газпрома" Александр Рязанов, 76,69% акций "Запсибгазпрома" (находятся в собственности концерна) могут быть проданы на фондовом рынке либо стратегическому инвестору. Он пояснил, что "Запсибгазпром" создавался для газификации России, "но и другие компании не стояли на месте": "Сегодня мы понимаем, что возить из Тюмени полиэтиленовую трубу, к примеру, в Калининградскую область, очень затратно". "Газпрому" выгодней пользоваться строительными услугами других компаний.

Таким образом, теряя статус одного из главных подрядчиков "Газпрома" по строительству газопроводов, "Запсибгазпром" ищет для себя страховочные варианты и пытается диверсифицировать свой бизнес. Если тюменское предприятие убедит правительство области в целесообразности переоборудования техники, то может стать монополистом в Тюменской области. Ведь, во-первых, поддержка властей принесет "Запсибгазпрому" обширную клиентскую базу из числа муниципальных и сельскохозяйственных потребителей, а во-вторых, предприятие будет участвовать в бюджетных программах.

 

В поисках

Перспективы, которые открываются перед "Запсибгазпромом", тем не менее, могут так и остаться лишь перспективами. Ведь в компании до сих пор нет четкого решения, как будет развиваться в регионе сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). С одной стороны все предпосылки для создания АГНКС в области есть: здесь создана значительная по протяженности и производительности система магистральных трубопроводов для транспортировки газа, кроме того города и поселки Тюменской области газифицированы сетевым газом, следовательно, на этой основе можно развивать широкую сеть газозаправочных станций. С другой стороны, несмотря на это, область отстает от других регионов: сегодня там действует всего одна АГНКС под Тюменью. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах таких станций - 11. На Урале (в Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях) – 24.

Объясняется это не только тем, что соседи Тюмени еще несколько лет назад приступили к переводу техники на метан. Все дело – в собственниках газотранспортной системы. Так, в Уральском регионе все магистральные газопроводы в находятся в ведении "Уралтрансгаз", подразделения которого строят и эксплуатируют АГНКС, в ХМАО и ЯНАО этим занимается "Тюменьтрансгаз". Ему-то и принадлежат все газопроводы на территории Тюменской области, поэтому строительство АГНКС "Запсибгазпрому" придется согласовывать с этой организацией. По мнению источника в одной из "дочек" "Газпрома", это значительно усложняет работу. Этот больной вопрос в "Запсибгазпроме" не комментируют. Сегодня предприятие пытается найти альтернативный выход.

Первый вариант - это возможность размещения по периметру областного центра передвижных автогазаправочных станций, каждая из которых обойдется в 150 тыс. долларов. При этом общая стоимость тюменского эксперимента превысит 1 млн долларов, и это может охладить пыл газовиков. При этом, как говорит представитель "Уралтрансгаза", передвижные станции – это вчерашний день, нужно строить полноценные АГНКС,

Второй вариант - создание многотопливных автозаправочных станций (МТАЗС). Заместитель гендиректора "Тюменьнефтепродукта" Андрей Шевцов считает: плюс такого решения в том, что ниша многотопливных АЗС в Тюменской области на сегодня свободна. По словам Шевцова, "Тюменьнефтепродукт" готов содействовать "Запсибгазпрому" и предоставлять свои площадки. Он отмечает, что на территории Тюмени уже открыты три многотопливные автозаправки, которые предлагают не только сжиженный, но и сжатый природный газ. Альянс "Тюменьнефтепродукта" и "Запсибгазпрома" может справиться со всеми административными трудностями (в частности, к МТАЗС предъявляются повышенные требования пожарной безопасности и т.д.), которые могут возникнуть при переоборудовании существующих АЗС и строительстве новых МТАЗС. Как сообщили в "Запсибгазпроме, сегодня просчитывается экономическая целесообразность этого варианта.

 

Гладко было на бумаге…

Владельцы тюменских независимых АЗС скептично относятся к планам по строительству многотопливных заправок. Как говорит управляющий "Никифор" (независимый поставщик топлива в Тюменской области) Юрий Мельников, во-первых, это затратно даже для ВИНК: переоборудование только одной АЗС под многотопливную оценивается примерно в 4 млн рублей. А, во-вторых, в будущем собственники МТАЗС могут столкнуться с дефицитом сжиженного газа (пропан-бутана). Это будет вызвано реализацией в регионе нефтехимических проектов и, в частности, открытием новых производств по выпуску полипропилена и полиэтилена на "Тобольск-Нефтехим" ("СИБУР Холдинг"). Все объемы широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ, на 90% состоит из пропан-бутана) с западносибирских газоперерабатывающих заводов (также входят в "СИБУР Холдинг") будут направляться именно на тобольскую площадку.

И финансовые, и сырьевые риски отчасти уже сделали свое дело. В реальности, говорит представитель "Тюменьнефтепродукта", темпы строительства многотопливных АЗС его компанией в регионе идут более медленными темпами, чем это афишируется. Еще год назад заявлялось, что до 2006 года в области построят до двадцати МТАЗС, но сегодня таких заправок пока только три.

 

к содержанию номера Версия для печати

ОСЕНЬ-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

25.11.2020   ННФ приглашает принять участие в вебинаре «SMART-АЗС»
16.10.2020   Нефть продолжает терять в цене, завершает неделю почти без изменений
16.10.2020   На Тазовском месторождении строят объекты для транспорта нефти и попутного газа
16.10.2020   На отдаленной группе месторождений запустили высокопродуктивную скважину
16.10.2020   ЛУКОЙЛ продлил соглашение о финансирование астраханского гандбольного клуба Заря Каспия
16.10.2020   "Газовые факелы" Черного моря и нефтяные ловушки Поволжья
16.10.2020   На Котовском месторождении в Удмуртии модернизирована система подготовки нефти
15.10.2020   Депутаты из ДФО предлагают субсидировать перевозки топлива и изменить демпфер
15.10.2020   Владимир Путин подписал закон о предоставлении налоговых вычетов по НДПИ для ряда нефтяных компаний
15.10.2020   Павел Сорокин: У нас уже есть все необходимое, чтобы сыграть ключевую роль в водородной экономике будущего
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru