Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / 2004 год АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

СИБУР-ТЮМЕНЬ ВЗЯЛСЯ ЗА СТАРОЕ

Ноябрь 2004

"Сибур-Тюмень" (дочернее подразделение "Сибура") вышел из процедуры банкротства подписав мировое соглашение с кредиторами, как известно, немногим менее года назад. Производственная база, сохранившаяся к тому времени в его собственности, пока не позволяет предприятию работать на полную мощность: оборудование ГПЗ требует модернизации, часть заводов еще не укомплектованы установками для полноценной переработки попутного газа. 

Программа, намеченная в "Сибур-Тюмени", по рассчетам его специалистов изменит ситуацию кардинально – объемы производства и рентабельность существенно возрастут, "Сибур-Тюмень" сможет стать полноценной сырьевой базой предприятий материнской компании, а его конкурентам – соответственно придется искать себе новые рынки. Комплекс соответствующих мероприятий рассчитан до 2007 года и каких-либо серьезных препятствий для их реализации пока не просматривается. За исключением, разве что одного: программа развития "Сибура" "Газпромом" пока не утверждена.

 

"Сибур-Тюмень" -- дочернее подразделение "Сибура, вышло из процедуры банкротства в начале текущего года. Согласно мировому соглашению с кредиторами –задолженность перед ними должна быть погашена в течение 10 лет (до 19 января 2014 года).

Но поскольку вероятность "мировой" стала очевидной еще в прошлом году, после выхода из банкротства материнской компании – "Сибур-Тюмень" включился в ее работу не дожидаясь оформления мирового соглашения де-юре и приступил к совершенствованию своей структуры.

 

Что имеем

Напомним, что в результате приватизации "Сибур" представлял из себя лишь комплекс газоперерабатывающих заводов советской "Сибнефтегазпереработки", специализирующейся на производстве сухого отбензиненного газа и ШФЛУ выделенных из попутного нефтяного газа. Их теперь и объединяет "Сибур-Тюмень". А весь сегодняшний нефтехимический комплекс "Сибура" (химические, полимерные и шиннные предприятия), использующий в качестве сырья производные утилизации нефтяного попутного газа, был собран в холдинг усилиями его экс-президента Якова Голдовского. Сами же ГПЗ Голдовский хотел продать нефтяным компаниям, что впрочем было не совсем логично (холдинг терял бы гарантированную сырьевую базу). Но из восьми заводов -- успел продать только два -- Сургутский и Локосовский ГПЗ, хозяевами которых стали "Сургутгазпром" и "ЛУКОЙЛ".

После смены руководства "Сибура" сделки по продаже остальных ГПЗ не состоялись. В итоге, в составе "Сибур-Тюмени" остались газотранспортная система общей протяженностью 2 тыс. км, 6 компресорных станций (Тюменская, Варьеганская, Бахиловская Холмогорская, Вынгопурская и Вынгояхинская), два ГПЗ на Ямале – Губкинский и Муравленковский и четыре ГПЗ в ХМАО -- Белозерский, Нижневартовский, Южнобалыкский и Няганьгазпереработка. А продуктопровод для транспортровки ШФЛУ и две железнодорожные эстакады, в период Голдовского, были переоформлены как филиал принадлежащего "Сибур-Тюмени" Тобольского НХК, поэтому теперь находятся в  совместном управлении ТНХК и "Сибур-Тюмени".

Практически все перечисленные мощности "Сибур-Тюмени" по убеждению специалистов при своевременном проведении модернизации и капитальных ремонтов могут успешно использоваться ещё долгие годы. В 2003-4 годах "Сибур-Тюмени" уже удалось выполнить часть работ направленных на улучшение производственных показателей. Как следствие, итоги работы шести ГПЗ в 2003 году повысились до показателей 2001 года с учетом работы всех имевшихся в то время восьми заводов. Правда, по словам генерального директора "Сибур-Тюмени" Игоря Верстакова – предприятию еще предстоит решать целый комплекс скопившихся за упомянутый период проблем.

 

Куда податься

На сегодняшний день одна из основных болевых точек "Сибур-Тюмени" – недостаточно отлаженная транспортная инфраструктура, которая  не в состоянии обеспечить реализацию потенциально возможных объемов произведенных заводами газа и ШФЛУ. По этой причине, несмотря на то, что "Сибуру" удалось найти взаимопонимание с нефтяными компаниями, договориться о ценах и обеспечить наращивание поставок попутного газа (два года назад соотношение по поставкам сырья составляло 30% от нефтяников и 70% от "Газпрома", сегодня поставки от нефтяников составляют около 70%) ГПЗ не используются на проектную мощность.

К примеру, сухой отбензиненный газ "Сибур-Тюмень" транспортирует посредством двух магистральных газопроводов – Уренгой-Челябинск и Парабель-Кузбасс, принадлежащих "Газпрому". Но если Уренгой-Челябинск, функционирует вполне стабильно, то старый изношенный Парабель-Кузбасс постоянно создает какие-либо проблемы: По словам г-на Верстакова "Дочернему предприятию Газпрома-Томсктрансгазу его то и дело приходится ремонтировать, а каждый день недоприема газа приносит убытки. Мы подсчитали, что в 2003 году, из-за перманентной недоступности этого газопровода мы недовыработали порядка 450 млн куб.м газа и это огромные деньги, которые мы могли бы заработать, но потеряли".

Во многом, такие потери объясняются тем, что Парабель-Кузбас вынуждены использовать два основных завода "Сибур-Тюмени" -- Нижневартовский и Белозерный ГПЗ, которые в сумме обеспечивают 75% от общего объема производства ШФЛУ и 50% общего объема переработки попутного газа. При этом, в ближайшие 3-5 лет, для обоих заводов открывается возможность наращивания производства за счет сырья с вовлекаемых в разработку ресурсов Бахиловской группы месторождений, прогнозируемого увеличения поставки нефтяного попутного газа с месторождений ТНК-ВР и Варьеганнефти. Чтобы обеспечить возможность переработки новых объемов, "Сибур-Тюмень" в 2003 году почти завершило строительство Бахиловской компрессорной станции, которая сможет транспортировать на переработку до 1,4 млрд.куб.м газа в год и приступил к реконструкции маслоабссорционной установки МАУ-3 (мощностью 1,07 млрд.куб м сырого газа в год), которая позволит увеличить производительность Нижневартовского ГПК с 3,21 млрд.куб м до 4,28 млрд.куб.м газа. Но для обеспечения стабильной отгрузки текущих и дополнительных объемов продукции – планируется все же переориентировать часть потоков сухого газа в магистраль "Уренгой-Челябинск" за счет строительства Локосовской дожимной компресорной станции.

Южно-Балыкский ГПЗ, в свою очередь, вообще лишен доступа в магистральные газопроводы. Сухой отбензиненный газ подается только на Сургутскую ГРЭС. Зимой, когда станция работает на полную мощность – ГПЗ тоже может работать без перебоев. Но летом, когда топливо не востребовано и энергоблоки останавливаются для профилактического ремонта – вынужден резко сокращать объемы переработки, а его поставщики – сжигать газ на факелах: "Дело в том, что Сибур-Тюмень" не единственный поставщик  Сургутской ГРЭС. Первыми в очереди на поставки идут "Сургутнефтегаз" и "Сургутгазпром", поэтому без доступа в магистраль мы остаемся заложниками, а так же не можем принять дополнительные объемы попутного газа, которые появляются по мере освоения Приобского месторождения – без трубопровода 1,5 млрд. приобского попутного газа из которого, кстати, можно извлечь 400 тыс.тонн ШФЛУ – уже со следующего года будут просто гореть на факеле. Разрешение на подключение 9-километрового трубопровода до магистрали Уренгой-Челябинск мы уже получили. Когда введем трубу и компрессорную станцию – сможем работать стабильно, а в дальнейшем – увеличить мощность завода",  – пояснил г-н Верстаков.

 

В реанимацию

Аналогичные проблемы создает "Сибур-Тюмени" и продуктопровод обеспечивающий транспортировку ШФЛУ Белозерного и Нижневартовского ГПЗ на участке Белозерный ГПЗ-Тобольский НХК: "Продуктопровод – это артерия – не дай Бог там что-то произойдет -- сразу же останавливаются и наши мощности по выработке ШФЛУ, и наливная  эстакада в Пытьяхе, и сам Тобольский комбинат, который работает на этом сырье", -- говорит г-н Верстаков.

Работы по реанимации продуктопровода уже начаты. По словам вице-президента "Сибура" Искандера Джафарова на эти цели планировалось затратить около 4,5 млрд.рублей. Кроме того, "Сибур-Тюмень" рассматривает возможность строительства новых  продуктопроводов для транспортировки ШФЛУ Губкинского и Красноленинского ГПЗ ("Няганьгазпереработка"), которые пока не оборудованы инфраструктурой для отгрузки ШФЛУ, ни оборудованием для его производства и работают в режиме компримирования и осушки ПНГ и частичной выработки стабильного газового бензина.

Для Губкинского ГПЗ сейчас рассматриваются два варианта: или строительство трубы до уренгойского конденсатопровода, или -- до наливной эстакады, которую можно построить в районе Ноябрьска.

Как будет выглядеть транспортная схема для Красноленинского ГПЗ станет понятно через несколько месяцев, поскольку это решение зависит от сроков и объемов дополнительных поставок сырья с неразрабатываемых пока площадей Красноленинского месторождения. Об условиях их освоения ТНК-ВР и администрация Тюменской области договорились в июле текущего года. По той же причине, на данном этапе  Красноленинский ГПЗ загружен только на одну треть (в 2003 году он переработал 553 млн.куб.м газа вместо предусмотренных проектом 2-х млрд. По итогам 2004 года его загрузка предположительно составит 771 млн.куб.м) – это единственный ГПЗ "Сибур-Тюмени", который работает на процессинге у ТНК-ВР, а не у "Сибура" как остальные заводы.

В большей степени проблемы реализации ШФЛУ решены на Южно-Балыкском и Муравленковском  ГПЗ. Южно-Балыкский отгружает ШФЛУ по железной дороге. Муравленковский  -- используют для его транспортировки упоминавшийся выше уренгойский конденсатопровод.

 

Деньги не сгорят

Если "Сибур-Тюмени" удастся обеспечить надежную транспортировку продукции -- впоследствии он сможет существенно улучшить свои финансовые показатели за счет дополнительного извлечения ШФЛУ – рентабельность подобных проектов составляет 200-300%.

Дело в том, что вместе с Локосовским и Сургутским газоперерабатывающими комплексами проданными "ЛУКОЙЛу" и "Сургутгазпрому" "Сибур-Тюмень" лишился существенной доли мощностей для извлечения ШФЛУ. "В прошлом году мы приняли в переработку 10,9 млрд. куб.м газа. Из них 3,7 млрд.куб.м  не использовалась для извлечения ШФЛУ из-за отсутствия необходимых мощностей на наших заводах. Таким образом, мы недополучили 500-600  тыс.тонн ШФЛУ. Из-за этого мы тоже недополучаем огромную прибыль. Эти деньги, в буквальном смысле, "вылетают в трубу" поскольку газ содержащий ШФЛУ просто направляется в магистральный газопровод, в то время как "Сибуру" не хватает собственного сырья для загрузки своих нефтехимических предприятий", -- г-н Верстаков.

В текущем году "Сибур-Тюмени" уже удалось повысить коэффициент извлечения ШФЛУ на заводах имеющих соответствующие установки, а для тех где таких установок нет – разработать проекты их строительства.

На Муравленковском ГПЗ коэффициент извлечения ШФЛУ был увеличен с 45% до 92-95%. Таким образом, после того как будет стабилизирована ориентированная на ГПЗ "Сибур-Тюмень" транспортная инфраструктура – объемы производства ШФЛУ  на  них существенно возрастут.

На Южно-Балыкском ГПЗ коэффициент извлечения был повышен с 80% до 86%. Строительство газосборных газопроводов на Приобском месторождении начато силами поставщиков несколько лет назад, поэтому если проект обеспечивающий производство и отгрузку новых объемов газа и ШФЛУ окажется эффективным – в течение двух лет Южно-Балыкский ГПЗ ожидает увеличение производственной мощности с 1,2 до 2,9 млрд.куб м попутного газа в год. Правда, пока к строительству еще не приступали.

Первоочередным проектом в "Сибур-Тюмени" называют реконструкцию Губкинского ГПЗ. Первая очередь строительства установки для извлечения ШФЛУ, обеспечивающая до 150 тыс.тонн ШФЛУ в год будет завершена к концу второго квартала 2005 года. В следующем году объем производства увеличится до 280 тыс.тонн.

Подобная перспектива ожидает и Красноленинский ГПЗ, при условии что ТНК-ВР подтвердит свои планы наращивания поставок сырья. Установки для извлечения ШФЛУ построенная на этом заводе обеспечит до 500 тыс.тонн ШФЛУ ежегодно.

 

Кто против?

Примечательно, что "Сибур-Тюмень" приступил к реализации своей программы развития не дожидаясь утверждения "Газпромом" соответствующей программы "большого" "Сибура". Однако, оценивая план и этапность намеченных им работ, можно предположить, что коррективы "Газпрома" их не затронут.

Вполне очевидно, что транспортные проекты "Сибур-Тюмени", по сути, являются профилактическими и их реализация необходима в кротчайшие сроки для поддержания работоспособности предприятия. В свою очередь, дополнительные объемы ШФЛУ, которые появятся после реконструкции ГПЗ, будут востребованы нефтехимическим подразделением "Сибура" независимо от корректив "Газпрома" касающихся изменения объемов их собственного производства в ту или иную сторону. На данном этапе нефтехимические "сибуровские" заводы вынуждены использовать ШФЛУ Локосовского и Сургутского ГПЗ, принадлежащих теперь "ЛУКОЙЛу" и "Сургутгазпрому", поэтому дополнительные объемы полученные от "Сибур-Тюмени" просто вытеснят сырье упомянутых конкурентов, но это будут уже их проблемы.

 

БОКС1

Неприятности

Процедура банкротства "Сибур-Тюмени" началась 3 января  2002года по заявлению. "Роснефть-Пурнефтегаза" в арбитражный суд ХМАО о признании Должника ("Сибур-Тюмень") банкротом. Определением арбитражного суда ХМАО  от 9 января 2002года исковое заявление было принято  к производству. 7 февраля 2002года состоялось судебное разбирательство в арбитражном суде – результатом,  которого стало введение в "Сибур-Тюмени".временного управления  Причиной  введения процедуры банкротства была названа неспособность "Сибур-Тюмени" производить расчеты по денежным обязательствам и обязательным платежам в полной мере.

Общая сумма долга "Сибур-Тюмени" перед кредиторами по денежным обязательствам и фискальными органами по обязательным платежам на дату принятия заявления о возбуждении  процедуры банкротства составила 6 596 392 220 рублей, из них основной долг – 6 398 236 594 руб., штрафы (пени) и иные финансовые (экономические ) санкции – 198 155 625 руб. 

Основными кредиторами являлись: "Роснефть-Пурнефтегаз", "Ваньеганнефть", " Газпром", "Лукойл", "Лукойл-Западная Сибирь", "Нефтехим-Лизинг", "Пурпетрубопроводстрой", " СИБУР", "Славнефть-Мегионнефтегаз", "Юганскнефтегаз"

Мировое соглашение между "Сибур-Тюменью", конкурсными кредиторами и уполномоченным органом утверждено арбитражным судом ХМАО  19 января 2004года.  Согласно условиям мирового соглашения: "В течение 2 лет Должнику предоставляется отсрочка исполнения обязательств перед Кредиторами. Выплата основного долга начинается с третьего года и осуществляется в течение 5 лет ежеквартально равными частями по 5%. Выплата штрафов (пени) и  иных санкций погашается в течение 1 года после погашения основного долга. Выплата процентов осуществляется в течение 2 лет после погашения основного долга и  штрафов (пени) и иных санкций. Таким образом, вся задолженность погашается в течение 10 лет с даты вступления в силу мирового соглашения, т. е. до 19 января 2014 года.

 

БОКС2

Начало положено

В 2003-2004 годах "Сибур-Тюмень" приблизился к завершению двух проектов из намеченной им инвестиционной программы: -- реконструкции Муравленковского ППГ и строительство комплекса Бахиловской КС.

В ходе выполнения реконструкции МППГ была восстановлена пропаново-холодильной установка с пуском ее в эксплуатацию, включен в состав установки НТК-1 турбодетандерный агрегат и завершение строительства насосной ШФЛУ.

Затраты на данный проект составили 16 млн.руб. По завершению проекта завод увеличил производство ШФЛУ в 4-5 раз по сравнению с 2002 г.

Фактический запуск в работу Бахиловской КС произошел в январе 2003г. В настоящее время в состав комплекса входит 3 турбокомпрессорных агрегата (1 – в работе, 2- в резерве). Для полного завершения работ необходимо закончить обустройство вахтового поселка БКС, систем электрохимзащиты и АСУТП на напорных газопроводах. Стоимость работ по завершению комплекса БКС – 182 млн.руб.( освоено 110 млн.руб.). Дополнительные объемы ПНГ от БКС позволили выработать на БГПЗ на 132 тыс.тонн/год  ШФЛУ больше, чем до пуска в эксплуатацию.

На технологических установках Белозерного ГПЗ и Нижневартовского ГПЗ в настоящее время ведутся работы по модернизации АСУТП силами АО "Метсо Автоматизация", Финляндия. Их завершение запланировано на 2 квартале 2005г.

Кроме того была начата реконструкция Южно-Балыкского ГПЗ, которая пока  находится на начальном этапе – строительство ДКС с напорным газопроводом.

Строительство установки НТК-1 Губкинского ГПЗ планируется завершить во 2 квартале 2005г.

 

БОКС3

Программа стратегического развития

Программа стратегического развития "Сибур-Тюмени" общей стоимостью 8 млрд.рублей рассчитана до 2007года. Ее финансирование  предполагается за счет займов "Сибура" и кредитов коммерческих банков.

Программа предусматривает

-          строительство дожимной компрессорной станции с напорным газопроводом на ЮБГПЗ,

-          реконструкцию и доведение до требований существующих норм магистрального продуктопровода ШФЛУ "Белозерный ГПЗ – Тобольский НХК"

-          строительство Локосовской ДКС с напорными газопроводами,

-          восстановление технологической установки МАУ-3 на НВГПЗ,

-          завершение строительства установки НТК-1 Губкинского ГПЗ, предполагается сдать ее в эксплуатацию во 2 квартале 2005г.

-          расширение Южно-Балыкского ГПЗ с целью приема ПНГ Приобского и Приразломного месторождений,

-          строительство наливной эстакады ШФЛУ с продуктопроводом в г.Ноябрьск,

-          строительство наливной эстакады ШФЛУ с продуктопроводом на ж.д. станции Соим ( "Няганьгазпереработка"),

-          модернизация систем АСУТП на ГПЗ и КС, создание корпоративной системы спутниковой связи.

к содержанию номера Версия для печати

ОСЕНЬ-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

05.03.2021   Александр Новак: Текущий год должен стать ключевым в восстановлении спроса на нефть
05.03.2021   Томский политехнический университет занял 23 место в мировом рейтинге QS по нефтегазовому делу
05.03.2021   ОПЕК+ решил не повышать добычу в апреле, но позволил это сделать России
05.03.2021   Александр Новак рассказал о планах РФ по наращиванию добычи нефти в апреле
05.03.2021   Программа энергосбережения принесла Самотлорнефтегазу в 2020 г. 1 млрд руб. экономии топливно-энергетических ресурсов
05.03.2021   Омский НПЗ модернизирует процессы отгрузки топлива с причалов
05.03.2021   "Газпром нефть" и Томский политех обучают студентов со всей России технологичному бурению
05.03.2021   "Транснефть – Восток" ликвидировала в Якутии условный разлив нефти на реке Алдан
05.03.2021   В ЛУКОЙЛ-Коми возобновлены соревнования в рамках Спартакиады
05.03.2021   Сотрудники "РН-Пурнефтегаза" провели профориентационное мероприятие для будущих нефтяников
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

02.03-05.03   Internet
IV международная геолого-геофизическая конференция "ГеоЕвразия-2021"
конференция
15.03-15.03   г.Москва
IV международная конференция "Метан — газомоторное топливо"
конференция
17.03-18.03   Москва
7-ой ежегодный международный СПГ Конгресс Россия
Конгресс
17.03-18.03   г.Москва
7-й международный "СПГ Конгресс Россия 2021"
Конгресс
18.03-19.03   г. Новый Уренгой
15-я межрегиональная специализированная выставка "Газ. Нефть. Новые технологии – Крайнему Северу"
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru