В феврале текущего года в Кольском заливе, в районе Мурманска, встанет на рейд танкер "Роснефти" для выполнения функций экспортного нефтеперевалочного терминала. Это событие, само по себе мало-приметное в ближайшие годы станет ключевым звеном экспортной схемы "Роснефти". Предполагается, что в нее будут интегрированы три маршрута доставки нефти с ее северных месторождений – с Приразломного, Ванкорского и из Тимано-Печоры. Нефть Приразломного танкеры-челноки доставят в Мурманск непосредственно с месторождения. Для ванкорской нефти потребуется строительство нефтепровода и перевалочного терминала наДиксоне. А нефть тимано-печерских месторождений "Роснефти" придется доставлять по железной дороге с перевалкой в Архангельске, а оттуда, также как и ванкорскую нефть везти до Мурманска на маллотоннажных судах. Для реализации этой схемы в Архангельске уже оборудованы морской и железнодорожный перевалочный терминалы. В ближайшее время "Роснефть" построит и соответствующий танкерный флот. Нельзя исключать, что в перспективе описанная схема все же уступит место инициированному "ЛУКОЙЛом", "ЮКОСом", "Сибнефтью", ТНК,проекту нефтепровода Мурманск-Западная Сибирь и соответствующего морского перевалочного терминала в Мурманске. Но пока, остается лишь констатировать, что на северном экспортном направлении "Роснефть" обеспечила себе явные конкурентные преимущества.