Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / 2003 год АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Д-6 ДОРОГО ОБОЙДЕТСЯ ЛУКОЙЛУ

Май 2003

Попытки "ЛУКОЙЛа" приступить к разработке Кравцовского месторождения -- Д-6, расположенного на шельфе Балтийского моря, постоянно наталкиваются на различного рода преграды. Очередной заслон ему выставили российские и литовские "зеленые", ссылаясь на то, что освоение месторождения повредит экосистеме расположенной поблизости Куршской косы. Однако, благодаря тому, что переговоры с "зелеными" совпали по срокам с дискуссией между Литвой, Россией и Евросоюзом о проблемах Калининградской области, весьма вероятно, что "ЛУКОЙЛу" удастся преодолеть противостояние экологов и получить первую нефть в намеченные сроки.

 

Кравцовское нефтяное месторождение расположенное на шельфе Балтийского моря (извлекаемые запасы 24 млн тонн), сегодня более известное как Д-6, было открыто 19 лет назад, но попытки его освоения постоянно наталкивались на различного рода препятствия.

Первая инициатива погасла в 1987 году, в период подготовки к строительству нефтедобывающей платформы. Под напором общественных организаций, комиссия госкомитета по науке и технике СССР, признала, что экологическая часть проекта недостаточно проработана и разведочную скважину на месторождении законсервировали.

Далее, начались пограничные проблемы – Д-6 оказалось посередине предполагаемой линии раздела территориальных вод России и Литвы, литовцы настаивали на передаче им 9части месторождения, поэтому до завершения спора ни о каких работах направленных на его освоение не могло быть и речи. В 1994 году "Калининградморнефть", получившая лицензию на его освоение, попыталась было продолжить разведку ("Калининградморнефть" этот факт отрицала), но прекратила ее по требованию МИДа Литвы. В 1997 году, в соответствии с договором "Об ограничении особой экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море", подписанном между Литвой и Россией,  Д-6 отошло к России в полном объеме, но "ЛУКОЙЛ", ставший к тому времени основным акционером "Калининградморнефти" отложил его разработку из-за недостатка финансовых средств.

Работу над проектом "ЛУКОЙЛ", тем не менее, не останавливал и внес существенные изменения в технические решения. По замыслу "ЛУКОЙЛа" подготовительные работы и все необходимые согласования проекта предполагалось завершить практически одновременно. К разработке Д-6 "Калининградморнефть" должна была приступить в 2003 году. В июне прошлого года состоялась общественные слушания проекта, осенью его направили на экологическую экспертизу Минприроды, однако на пути "ЛУКОЙЛа" очередной раз встали "зеленые".

 

Экозащита

Экологи опасаются, что разработка Д-6 негативно отразится на рыбодобывающем промысле, перспективах туризма и угрожает экосистеме расположенной поблизости Куршской косы.  Россиско-литовская граница делит ее территорию практически пополам, поэтому интерес к проекту "ЛУКОЙЛа" проявили "зеленые" обеих стран.

Наиболее агрессивной оказалась калининградская "Экозащита!", которая, от слов довольно быстро перешла к конкретным действиям. В августе 2002 года ее представители обратились в Московский районный суд Калининграда с двумя исками против "ЛУКОЙЛа": "о не предоставлении информации" и "о нарушении прав человека". 

Первый иск был основан на том, что экологам не дали подписать протокол проведенных "ЛУКОЙЛом" общественных слушаний проекта и ограничили доступ к информации. Представители "Экозащиты!" просили суд признать материалы слушаний не соответствующими законодательству и потребовать от "ЛУКОЙЛа" проведения новых слушаний проекта. В ноябре того же года суд этот иск рассмотрел и отказал в удовлетворении требований заявителей. 

Рассмотрение второго иска продолжается до сих пор, причем в поддержку "Экозащиты!" выступает ЮНЕСКО: в июле 2002 года комитет всемирного наследия ЮНЕСКО обязал Россию изучить возможные воздействия проекта на окружающую среду  при участии литовских экспертов.

Представители "Экозащиты!" утверждают, что уровень потенциальной опасности от разработки Д-6 для региона превышает предполагаемый социально-экономический эффект. В частности, в материалах "Экозащиты!" говорится, что проект "ЛУКОЙЛа" не предусматривает ни плана ни финансовых гарантий для ликвидации разливов нефти в различного рода экстренных ситуациях:  единовременной потери контроля над всеми скважинами ("ЛУКОЙЛ" учел выход из строя только 1-й скважины из 21-й), выходе из строя противоаварийной системы, в случае террористического акта и столкновения судов с нефтедобывающей платформой. "Мы требуем полной экологизации проекта и хотим доказать, что она обойдется "ЛУКОЙЛу" дороже доходов, которые он надеется получить", -- заявили представители "Экозащиты!".

В борьбе с "ЛУКОЙЛом" за прекращение освоения Д-6, "Экозащита!" зарегистрировала заявление о проведении независимой экологической экспертизы, заручившись поддержкой экологов Дании, Норвегии, Польши, Германии, Литвы и других стран. Однако, по данным на начало апреля, информации запрошенной у "ЛУКОЙЛа" для ее проведения не получила.

 

"ЛУКОЙЛ" оправдывается

Требование экологов обеспечить защиту от террористических актов "ЛУКОЙЛ" удовлетворил заключив договор об охране нефтедобывающей платформы с Балтийским флотом.  "Они оплатят нам топливо и амортизацию техники, - пояснил командующий, - А мы будем охранять. Нам это выгодно, возобновим некоторые виды боевого дежурства". Кроме того, планируется проведение командно-штабных учений по возможным сценариям аварий на Д-6. Для защиты Куршской косы "ЛУКОЙЛ" создал специальный фонд. Остальные же обвинения экологов нефтяники называют "провакационными и беспочвенными".

В представленной общественности оценке влияния проекта на экологию говориться, что вероятность разлива нефти относится к допустимому и маловероятному риску. В окружающую среду может попасть не более 10 кубометров нефти. Аварийная утечка из трубопровода тоже может быть весьма незначительной – максимальный выброс нефти в случае разрыва трубопровода составит 347,6 кубометра, а в случае прокола трубопровода – 86,7 кубометра. При попадании нефти в воду на ее поверхности образуется нефтяная пленка. Пятно будет расширяться под воздействием волн и течений, дрейфующая пленка утилизируется естественным образом – испарится и осядет на морское дно, а остатки нефти разрушат микроораганизмы. 

"Мы столкнулись с чудесами человеческой фантазии, -- говорит генеральный директор "Калининградморнефти" Юрий Каджоян, -- к примеру, одним из ключевых вопросов экологической безопасности названа "возможность тарана нефтяной платформы потерявшим управляемость судном". Что имеется в виду?  Малый рыболовный бот или эсминец? А почему не сбившаяся с курса ракета, наконец, метеорит? Кто мне назовёт прецедент подобных расчётов для действующих платформ на Балтике, в Северном море, на Сахалине, в Мексиканском и Персидском заливе?"

"Мы нисколько не сомневаемся в экологической чистоте этого проекта и его техническом совершенстве",-- подтвердил президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Отказ от полноценного сотрудничества с "Экозащитой!" он мотивирует тем, что экологи скрывают состав предполагаемой экспертной комиссии: "В проекте есть коммерческая тайна, которая имеет огромную ценность для конкурентов --  мы применяем новые технологии, которых у них нет. Мы не дадим эти материалы ни одной организации, которая не обладает функциями компетентного органа". И несмотря на обвинения "Экозащиты!" в возможном давлении на экспертов, "ЛУКОЙЛ" продолжает настаивать на полной открытости работы возможной комиссии.

 

Кто не с нами – тот против нас

Губернатор Калининградской области Владимир Егоров поддерживает предложенный "ЛУКОЙЛом" проект разработки Д-6: "Я отношусь к тем людям, которые в этом проекте видят нормальный прогресс. По меньшей мере три с половиной десятка лет я бороздил Северное море, помню время, когда там не было ни одной вышки. Сейчас их там сотни. Этот проект формируется на новой технологической основе с учётом особенностей и накопленного опыта эксплуатации морских платформ. Никакой опасности нет. Я хочу, чтобы не было двоякого толкования позиции администрации. Я за этот проект. Не надо бороться с ветряными мельницами.  Всё равно проект будет".

Что же касается Минприроды, недавно завершившего его государственную экологическую экспертизу, то несмотря на принятое им положительное заключение, оно пока воздерживается от официальных комментариев. Возможно, ждет каких-либо доработок от "ЛУКОЙЛа", возможно еще чего-нибудь ждет. Собственно, пассивная позиция Минприроды и заставляет задуматься над истинными причинами происходящего.

Чтобы разобраться, стоит еще раз обратить внимание на основные претензии исходящие от "Экозащиты!": красной нитью в них проходит забота о Куршской косе. По расчетам оппонентов "ЛУКОЙЛа", вероятность попадания нефти на ее берег, в случае аварии на месторождении,  составляет 0,7%. Явно не высокая вероятность, но допустим. Однако, преобладающие в этом районе северные течения тут же отнесут нефтяное пятно в территориальные воды Литвы и затем выбросят его на литовскую территорию Куршской косы. Российской же части Косы нефть не коснется. Расходы на ликвидацию загрязнения подсчитывать придется не Калининградской области, а Литве. Поэтому тот факт, что "Экозащита!" является не литовской, а калининградской организацией позволяет усомниться в искренности ее заботы о Косе или рыбах и искать причины ее активности, как в ангажированности конкурентами "ЛУКОЙЛа" (та же Литва просчитывает возможности освоения собственных нефтяных месторождений на Балтике), так и в  политической плоскости.

Напомним, что Литва, в настоящее время, готовится присоединиться к ЕС и с осени прошлого года дискутирует с Россией об условиях транзита через ее территорию в  Калининградскую область. Вполне очевидно, что "шумовые эффекты" вокруг Д-6 создают литовцам комфортные условия в переговорах.  Теоретически, усилиями экологов они могут требовать запрета на освоение этого месторождения или осложнить его до такой степени, что оно окажется неприемлемым для "ЛУКОЙЛа".  При таком развитии событий Калининград лишится дополнительных поступлений в бюджет (освоение Д-6 позволяет увеличить их как минимум вдвое) и вынужден будет сократить социально-экономические программы развития. В то время как выразив согласие "рисковать", а точнее -- отказаться от попыток препятствовать реализации проекта "ЛУКОЙЛа", литовцы обеспечивают себе возможность требовать некоторых преференций со стороны России.

Позиция официального Вильнюса подобную версию подтверждает. В апреле Министерство окружающей среды Литвы заявило, что добыча нефти рядом с национальным парком, принадлежащим двум странам, недопустима, но в тоже время выразило понимание экономических интересов Калининградской области: "Мы глубоко убеждены, что единственный выход из этой конфликтной ситуации и возможность согласования разных интересов заключаются в подготовке проекта безопасной и надежной эксплуатации Д-6".

По словам секретаря упомянутого министерства Эмилиса Густайниса, Литва неоднократно предлагала организовать двустороннюю встречу экспертов России и Литвы для обсуждения выводов экологической экспертизы. Российская сторона предложение проигнорировала. В качестве альтернативы, литовцы выступили с инициативой проведения совместного фонового мониторинга акватории в районе Д-6, причем на этот раз она выглядит уже более категорично и откровенно. По словам министра иностранных дел Литвы Антанаса Валиониса, если экологическая оценка эксплуатации Д-6 не будет проведена до июня текущего года, Литва намерена    обратиться в ЮНЕСКО с просьбой привлечь к проблеме международных экспертов.

Дата названная министром говорит сама за себя – к июню должны быть окончательно согласованы и утверждены  Евросоюзом правила транзита в Калининградскую область. Таким образом, оставшиеся два месяца – последняя возможность Литвы выторговать у России максимально приемлемые условия транзита.

Вместе с тем, следует отметить, что сама по себе экспертиза, на которой собирается настаивать Литва, в торге с Россией вряд ли поможет, равно как и не помешает освоению месторождения. Мониторинг неизбежно покажет, что калининградская часть акватории Балтики, усилиями тех же подводных течений, находится под угрозой возможных аварий на польском морском разрабатываемом месторождении Д-3.  Поэтому, при попытках Литвы блокировать разработку Д-6, Россия будет вынуждена использовать для самообороны пример польских коллег и требовать соответствующей заботы международных экспертов и для своей собственной акватории. Подобная ситуация осложнит отношения Польши с Литвой, что ни той, ни другой разумеется не нужно.

И наконец, неизбежно встанет вопрос о том, что опасность  для Куршской косы и морских обитателей от Д-6 сравнима с опасностью от судоходства в этом районе. Причем, вероятность серьезной аварии танкера 120-тысячника, проходящего по Балтийскому морю, из литовской Клайпеды или польского Гданьска значительно реальнее, чем умозрительные аварии стационарной нефтедобывающей платформы "ЛУКОЙЛа". Россия вправе будет потребовать поставить всех "игроков" в равные условия, что для той же Литвы будет означать дополнительные расходы на страхование риска ущерба экологии той же Куршской косе.

Вполне очевидно, что международная экологическая экспертиза Д-6, если и состоится, то в силу упомянутых политических и экономических причин, будет носить исключительно формальный характер, а после июньских решений о транзите в Калининград споры о Д-6 вообще  утратят какую-либо актуальность. "ЛУКОЙЛ" сможет приступить к добыче в соответствии с намеченным им графиком (в четвертом квартале текущего года) и за счет малых транспортных расходов на доставку сырья потребителям получит существенные конкурентные преимущества на европейском рынке нефти.

 

к содержанию номера Версия для печати

Лето-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

23.10.2020   Минприроды назвало "красный прилив" причиной экокатастрофы на Камчатке
23.10.2020   МНПЗ будет использовать воду с очистных сооружений для получения пара
23.10.2020   Нефть дорожает, но может завершить неделю в минусе
23.10.2020   Светлана Радионова посетила Харьягинское месторождение
23.10.2020   Проект "Биосфера" увеличит энергоэффективности Московского НПЗ "Газпром нефти"
23.10.2020   Путин не исключил, что ограничения по ОПЕК+ продлятся на больший срок
23.10.2020   Малые и средние нефтяные компании помогут замедлить падение добычи нефти в Югре
22.10.2020   Для предприятий газо- и нефтехимии установили налоговые преференции
22.10.2020   Экологи пытаются запретить бурение на американском шельфе
22.10.2020   Дмитрий Шведов обозначил направления поддержки российского нефтесервиса
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2020
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru