Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / 2003 год АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Пролетая над Харьягой

Декабрь 2003

СРП по проекту разработки Харьягинского месторождения в текущем году  дало существенный сбой. По мнению чиновников французская "Тоталь РРР" -- оператор проекта существенно завысила смету затрат. За это МНС "оштрафовало" инвесторов обложив налогами прибыль "Харьяги".  Французы, в ответ, пригрозили судебными разбирательствами по "традиции"  оправдывая свои промахи суровыми природными условиями России. Поскольку по согласованию между "Тоталь РРР" и российскими министерствами доступ к информации о проекте закрыт – обвинять или оправдывать оператора харьягинского СРП невозможно. Однако, данный конфликт весьма наглядно продемонстрировал узкие места сотрудничества России с западными инвесторами, равно как и риски для западных инвесторов в России. Не менее очевидны и последствия упомянутых выше проблем. "ЛУКОЙЛ", хоть и неофициально, уже сообщил о намерении отказаться от предложенного ему участия в данном проекте. В то время, как анализ сопутствующих конфликту событий уже позволяет видеть на его месте "Роснефть". Если такая замена и правда случится – за Роснефть, разумеется, можно будет порадоваться. Плохо лишь то, что параллельно появляется достаточно оснований для выводов о привилегиях гос.компаний и очередной волне давления чиновников на "нефтянку".

 

"Харьяга" -- это первый в России проект разработки континентальных месторождений реализация которого производится на условиях СРП. "Соглашение" между Правительством РФ, администрацией Ненецкого автономного округа и французской TotalFinaElf (в то время Total) было подписано в 1995 году сроком на 20 лет, с возможностью продления до 33 лет, но вступило в силу лишь 1999 году. Его оператором стала "Тоталь Разведка Разработка Россия" ("Тоталь РРР"). На данном этапе ее доля в проекте составляет 50%. 40% -- принадлежит Norsk Hydro, 10% -- "Ненецкой нефтяной компании", контролируемой администрацией НАО. Согласно условиям "харьягинского" СРП, 100% полученной нефти предназначены для экспорта. Распределение прибыльной продукции между инвесторами и государством должно производиться в зависимости от производственных показателей. Минимально российские власти могут получить 49%, максимально - 75%. Ставка роялти также зависит от объема добычи нефти и установлена в пределах 6-11%.

До недавнего времени проект сталкивался в основном с организационными неувязками. Решить их удавалось довольно легко. Однако, весной текущего года харьягинское СРП дало существенный сбой. По поручению правительственной комиссии по СРП Объединенный комитет по "харьягинскому" СРП, состоящий из чиновников Минэнерго, Минфина, МНС,  Минэкономразвития и администрации НАО произвел проверку обоснования затрат по "Харьяге" в 2001-2002 годах. По данным представленным "Тоталь РРР" они составили $310 млн и согласно  условиям СРП должны быть компенсированы из государственной доли нефти проекта.

Комитет затраты не утвердил ссылаясь на их недостаточное обоснование. А МНС РФ, опираясь на это решение потребовало от инвесторов выплатить за соответствующий период налоги, объем которых по данным разных источников составляет $48 млн-$54млн -- как если бы проект работал в обычном налоговом режиме. Или приостановить работы.

Чиновников, в частности смутил тот факт, что за время действия проекта "Тоталь РРР" существенно увеличила планируемый объем затрат по сравнению с заложенным с СРП (подробнее см. БОКС "Заявление Администрации Ненецкого Автономного округа"), приблизив его к  общей сумме прогнозируемых доходов. При этом, затраты на бурение одной "харьягинской" скважины в 3-4 раза превысили аналогичные усредненные российские показатели, а себестоимость барреля нефти составила около $9, что в 2-3 раза выше чем в среднем по России.

 

Французы не сдаются

"Тоталь РРР" выразила недовольство решением чиновников обратившись в Архангельский и Стокгольмский Арбитражи. Иски приняты к рассмотрению, но разбирательства по ним пока не назначены. А судя по последующим событиям можно предполагать, что до судов дело все-таки не дойдет.

Согласно сообщениям СМИ представители TotalFinaElf принимали участие в обсуждении развития нефтедобычи премьерами России и Франции во время визита во Францию Михаила Касьянова. Кроме того, проблемы "харьягинского" СРП поднимались и во время недавнего визита французского премьера в Россию. После этих событий, на совещании у министра экономического развития Германа Грефа, французам было предложено устранить технологические нарушения. "Тоталь РРР", в свою очередь, пообещала произвести экспертизу затрат, впрочем, по словам участников совещания, не зафиксировав свое обещание документально.

Харьягинское месторождение действительно относится к объектам повышенной сложности. Его второй и третий объекты, разработка которых предусматривается в рамках проекта "Харьяга" на условиях СРП, расположены в арктической зоне и представляют собой карбонатные коллекторы с высокой степенью трещиноватости. Продуктивность пробуренных там скважин варьируется в очень широких пределах, вследствие чего неизбежно применение дорогостоящих современных технологий: трехмерной сейсмики, кислотной обработки призабойной зоны и бурения горизонтальных скважин. А нефть требует дополнительной подготовки из-за высокого содержания серы и парафина. 

Между тем,  не следует забывать, что соседние блоки месторождения не менее сложные и отличаются от выделенных для разработки по СРП, в основном только  количеством парафина в нефти. "Лукойловская" "Коминефть" разрабатывает их в обычном налоговом режиме и ее показатели затрат и себестоимости ниже в разы. К слову, по мнению представителя "Тоталь РРР" высказанному "Вертикали" в 2000 году, "лукойловские" участки Харьяги, из-за их сложности, тоже следовало бы разрабатывать на условиях СРП. 

Поскольку по согласованию между французами и российскими министерствами доступ к текущей информации о проекте "Харьяга" закрыт – делать однозначные выводы о "виновности" его оператора некорректно. Но исходя из сравнения с лукойловским участком месторождения можно говорить о том, что сомнения Комитета по харьягинскому СРП не безосновательны. Скорее всего,  "Тоталь РРР" согласится хоть немного умерить свои аппетиты, а российские чиновники, ради сохранения теплых отношений с Францией, вероятно постараются сгладить конфликт не предавая его широкой огласке и не дожидаясь судебных решений снимут наложенные ранее "штрафы".

 

СРП скомпромитировано

Конфликт на "Харьяге" весьма наглядно продемонстрировал узкие места сотрудничества России с западными инвесторами. В частности, особенности работы на условиях СРП.

СРП по разработке Харьягинского месторождения было подписано до вступления в силу Федерального Закона "О соглашениях о разделе продукции", поэтому  подлежит исполнению в соответствии с определенными в нем условиями. Согласно этим условиям право менять технические решения находится только у оператора, остальные инвесторы -- это источники финансирования, им предоставлено право только ожидать дивиденды, если они когда-нибудь будут. Права влиять на ход проекта у них нет. А поскольку СРП (и заложенные в него условия) имеет силу закона, то если, проснувшимся вдруг чиновникам, не удастся убедить "Тоталь РРР" уговорами, и если Стокгольмский Арбитраж (а именно он указан в условиях СРП) сочтет действия "Тоталь РРР" правомочными, что вполне вероятно учитывая наличие грамотных юристов в компании, то "соучастникам" проекта, равно как и нашему государству,  останется лишь посочувствовать.  Ведь предполагается, что деление прибыли от продажи нефти между участниками должно начаться после того как будут компенсированы затраты, а при темпах предложенных "Тоталь РРР" это станет возможным лет через 15. Причем, объем прибыли подлежащий разделу, благодаря завышению затрат, вполне может оказаться ничтожным.

По оценкам Минэнерго трехлетней давности ("Экономические эффекты от реализации проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга"), в принципе, государство могло бы устроить и это. Предполагалось, что помимо налогов (единый социальный налог, налог на прибыль и роялти), пусть даже совсем не значительных, оно получит существенные косвенные эффекты: налоги с подрядчиков, производителей оборудования, новые рабочие места и т.д., которые могли бы обеспечить по 67 центов с каждого вложенного в проект доллара.

В реальности, косвенных эффектов от СРП ожидать похоже тоже не стоит. По оценкам Союза производителей нефтегазового оборудования "Тоталь РРР" не стремится исполнять пункт СРП по обязательному привлечению к сотрудничеству российских производителей, а декларируемые в отчетах  данные о том, что их участие доведено до 63,8% фактически можно считать фиктивными. Закупка оборудования ведется у СП или дочерних структур самой компании, которые лишь формально зарегистрированы в России, а участие привлекаемых ею СП минимизировано до примитивных работ. Что же касается доли участия – это зависит от того что считать – жестких инструкций по подсчету участия в "Соглашении" нет. Соответственно, если все упреки в адрес "Тоталь РРР" подтвердятся – можно говорить о том, что существующий вариант СРП для России убыточен.

 

Чиновники горячатся

С другой стороны, "Харьяга" выявила негатив опасный и для иностранных инвесторов. Независимо от того права или не права "Тоталь РРР", российские чиновники явно превысили свои полномочия.

В случае несогласия с заявленной сметой затрат, СРП обеспечивало им право проведения независимого аудита проекта. А если бы аудит подтвердил их сомнения – право внесения рекомендаций по устранению выявленных нарушений. Понятно, что рекомендации могли остаться и на бумаге, но, имея на руках аудиторское заключение, МНС получала возможность выяснять отношения с "Тоталь РРР" в арбитраже. К примеру, требовать выплату налоговой дельты за период охваченный аудитом. Или требовать расторжения СРП. В конце-концов – не компенсировать затраты инвесторов из государственной доли проекта и далее выяснять отношения с "Тоталь РРР" или корпоративно, или в арбитраже.

Вместо этого МНС просто сочло незаконной прибыль "Тоталь РРР" в полном объеме – не разницу обеспеченную завышением затрат (если оно имеет место в действительности), а всю прибыль полученную в 2001-2002 годах и обложило ее налогами по полной программе. Что же касается отказа от компенсации затрат инвесторам, без наличия аудиторского заключения, такое решение называется самосуд.

Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство. Конфликт с "Тоталь РРР" разгорелся именно в тот момент, когда французы выразили желание расширить свое присутствие в России за счет участия в разработке Ванкорского месторождения. Сопоставление всплесков активности чиновников с деятельностью различных компаний неоднократно показывало, что случайных совпадений у нас в стране не бывает. Как отразится харьягинский конфликт на Ванкоре – это тема для отдельного разговора, но необъективность работы чиновников очередной раз оказалась слишком уж очевидной.

 

"ЛУКОЙЛ" испугался

Последствия конфликта в "Харьяге" долго ждать себя не заставили. Представитель "ЛУКОЙЛа", намеревавшегося купить 20%-ю долю в проекте, в беседе с журналистами, выразил сомнение в целесообразности этого приобретения.

Напомним, что в 1999 году западные участники "Харьяги" согласились продать упомянутые 20% (по 10% каждая) российской компании согласовав свой выбор с Правительством РФ. Выбор пал на "ЛУКОЙЛ", поскольку в советские времена Харьягинское месторождение обслуживала принадлежащая ему "Коминефть". В 2001 году Минэкономики подписало дополнение к СРП, разрешающее "ЛУКОЙЛу" приобрести долю в "Харьяге", а через год с этим решением согласился и противившийся ему губернатор НАО Владимир Бутов. "ЛУКОЙЛ" тут же перечислил авансовый платеж и приступил к переговорам об окончательной сумме сделки.

В последствии, согласно неофициальному заявлению "ЛУКОЙЛа", оценивая рентабельность проекта он пришел к выводам аналогичным МНС и Администрации НАО: себестоимость добычи нефти завышена, влиять на решения оператора невозможно, а входить в убыточный проект не интересно. Нельзя исключать, что выпущенная через журналистов информация о его возможном выходе из проекта – не что иное, как подсказка чиновникам добиться от "Тоталь РРР" права российских компаний влиять на формирование сметы затрат.

Но нельзя исключать и иные выводы – возможно "ЛУКОЙЛ" хочет выйти из проекта не добровольно, а всего лишь уступает полученное право компании более удобной нынешнему Правительству. В пользу этой версии говорят проблемы другого "лукойловского" проекта в Тимано-Печере. Администрация НАО, без каких-либо объяснений, начала препятствовать развитию "СеверТЭКа" ("ЛУКОЙЛ" -- 50%, Fortum – 50%) разрабатывающего Южно-Шапкинское месторождение, отказывая в подписании документов необходомых для эксплуатации построенных там объектов (нефтепроводов и т.д.).  Администрация НАО – структура как-никак государственная, поэтому если сравнить связку проблем "Харьяга"-"Тоталь РРР"-Ванкор и образовавшуюся практически в тоже время "Харьяга"-"ЛУКОЙЛ"-"СеверТЭК", несложно заметить что подчерк тот же. А чтобы понять чей это подчерк осталось понять кто может заменить "ЛУКОЙЛ" на "Харьяге".

 

"Роснефть" не откажется

По мнению большинства аналитиков замена "ЛУКОЙЛу" в "Харьяге" найдется легко. Повысившийся интерес "Роснефти" к Тимано-Печере позволяет допустить ее интерес и к Харьягинскому месторождению. Во всяком случае, ранее она претендовала на долю в этом проекте доставшуюся "ЛУКОЙЛу". Помимо элементарного увеличения объемов добычи нефти, участие в "Харьяге" выгодно ей и в "географическом" смысле -- по соседству, на вале Гамбурцева, работает "Северная нефть", которую "Роснефть" выкупила весной у Андрея Вавилова (добываемая там нефть поступает в магистрали "Трансенфти" через Харьягу по в нефтепроводу Харьяга-Уса-Ухта-Ярославль).

Для французов подобные перемены конечно были бы в каком-то смысле проблематичны – спорить с "Роснефтью" совсем не то что с Лукойлом. Но против ее вхождения в проект они вряд ли рискнули бы возражать. Хорошие отношения с ней им очень важны. Ведь именно с "Роснефтью" они осваивают Штокмановское месторождение. И именно с "Роснефтью" ведут переговоры о возможном сотрудничестве на Ванкорском..

Если подобные перемены случатся за Роснефть, разумеется можно будет порадоваться. А параллельно делать вывод об очередном усилении влияния властей на нефтянку. Плохо когда помогая своей компании решать поизводственные задачи власти игнорируют честные методы конкуренции.

 

 

БОКС

Заявление Администрации Ненецкого Автономного Округа

Центральная комиссия по разработке месторождений горючих полезных ископаемых (ЦКР) Министерства энергетики РФ текущего года не согласовала представленную компанией "Тоталь Разведка Разработка Россия" "Технологическую схему разработки 2-го и 3-го объектов Харьягинского нефтяного месторождения", разрабатываемого компанией на условиях СРП.

Согласно предлагаемому к утверждению документу, компания необоснованно сократила извлекаемые запасы нефти в 1,7 раза. Кроме того, за 29 лет разработки, при цене нефти 17 долларов за баррель, выручка от реализации Харьягинского СРП (за минусом роялти) составила бы 3 млрд. 209 млн. долларов, суммарные затраты к возмещению - 3 млрд. 164 млн. долларов, а доход Российского государства - 256 млн. долларов.

Между тем, в прошлых проектных документах, в том числе и тех, на основании которых заключалось само СРП, компания обещала государству доход не менее 2,5 млрд.долларов. ЦКР Минэнерго РФ решила принять представленный проектный документ в качестве "Технологической схемы опытно-промышленной разработки 2-го и 3-го объектов Харьягинского месторождения" на период 2002-2006 гг. по рекомендуемому компанией варианту разработки. За это время компания должна доизучить месторождение, подсчитать и утвердить реальные запасы нефти.

Также ЦКР Минэнерго предложила Объединенному комитету ХСРП включать в годовые программы работ оператора (Тоталь РРР) технологические решения, рекомендованные комиссией. В целях повышения экономической эффективности ХСРП компании поручено принять срочные меры, направленные на снижение удельных капитальных и эксплуатационных затрат по освоению месторождения. С учетом фактических показателей, к 2006 году (8-й год ХСРП) суммарные затраты по проекту составят 1 млрд. 465 млн. долларов, добыча нефти -8,6 млн. тонн, а доход государства - около 60 млн. долларов.

 

к содержанию номера Версия для печати

Лето-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

25.09.2020   Кабмин одобрил общенациональный план восстановления экономики
25.09.2020   Сценарии социально-экономического развития РФ зависят от "второй волны" коронавируса
25.09.2020   Россия в августе осталась крупнейшим поставщиком нефти в Китай
25.09.2020   Простые меры Минфина: отрезать ноги курицы, несущей нефтяные яйца
25.09.2020   27 ноября 2020 года в Москве в отеле "Балчуг Кемпински" состоится IV Международная Конференция "Рынок нефтепродуктов России и СНГ-2020"
24.09.2020   Цены на нефть перешли к умеренному росту
24.09.2020   Александр Дюков предупредил, что от предложений Минфина пострадают не только нефтяники, но их поставщики и подрядчики
24.09.2020   ИТ-прогнозы нефтегаза
24.09.2020   Минпромторг РФ рассмотрит механизм субсидирования компаний-владельцев буровых установок
24.09.2020   Минпромторг России поддержит производителей нефтегазового оборудования
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

30.09-02.10   Казахстан, Алматы
27-я Казахстанская международная выставка и конференция "НЕФТЬ И ГАЗ" / KIOGE 2020
конференция
12.10-14.10    г. Москва
Российская нефтегазовая техническая конференция SPE 2020
конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2020
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru