Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / 2003 год АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Трубу до Мурманска построят вовремя

Январь 2003

В январе, премьер министр РФ Михаил Касьянов заявил, что все новые трубопроводы по-прежнему должны принадлежать государству. Таким образом, судьба нефтепровода "Западная Сибирь-Мурманск", о строительстве которого "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" объявили  в ноябре прошлого года, на первый взгляд, оказалась под вопросом. Однако,  владение "частной" трубой для нефтяников не самоцель. Их задача – обеспечить появление транспортного маршрута в нужном для них направлении. Кроме того, "мурманский" проект вполне соответствует интересам России в планах наращивания сотрудничества с США и удачно вписывается в ее "Энергетическую стратегию". Ставить на "Мурманске" "крест" ошибочно. Зато  дискуссию о роли государства в частных нефтепроводах можно считать открытой. Слова Касьянова в решении данной проблемы недостаточно. Большая часть вопросов требует изменения законодательства и соответственно, будет инициирована и пролоббирована Думой. Другое дело, что в период думских выборов-2003 и президентских-2004 она будет идти в очень вялотекущем режиме. На сроках реализации проекта, обозначенных "мурманским" консорциумом, темпы дискуссии не отразятся. Разработка ТЭО и рабочей документации проекта запланирована на 2003-2004 гг. Строительство трубопровода -- на 2004-2007 годы, ввод в эксплуатацию – на 2007 год.   А после 2004 года в нашей стране что угодно может измениться.

 

В январе, как известно, премьер министр РФ Михаил Касьянов заявил, что все новые нефтепроводы по-прежнему должны принадлежать государству: "По законодательству в России не может быть частного нефтепровода". По его словам, компании, участвующие в финансировании трубопроводных проектов, могут рассчитывать лишь на льготы в тарифах устанавливаемых за прокачку нефти. Таким образом, судьба нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск, о строительстве которого "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" объявили  в ноябре прошлого года  (позже к ним присоединился "Сургутнефтегаз"), на первый взгляд оказалась под вопросом.

Трубу до Мурманска, мощностью 80 млн тонн в год, нефтяники планировали построить за счет собственных средств. Ее появление позволило бы им уверенно наращивать объемы добычи нефти, ориентируя часть из них в Европу и США (подробнее см. БОКС1 "Западная Сибирь-Мурманск"). Но для успешной реализации проекта им требовалось право, самостоятельно регулировать тарифы на прокачку и доступ к трубе, равно как и дополнительные изменения, в нормативной базе налогообложения, позволяющие внедрить использование банка качества нефти. "Действующие законодательные нормы пока не позволяют гарантировать реализацию этого проекта", -- сказал президент "ЛУКОЙЛа" Алекперов.

Между тем, "мурманский" проект вполне соответствует интересам России в планах наращивания сотрудничества с США и по предварительным данным, удачно вписывается в "Энергетическую стратегию России", которою наше правительство намерено утвердить в ближайшее время. Это, в свою очередь, говорит о том, что "крест" на "мурманском" проекте ставить еще явно преждевременно, зато  дискуссию о роли государства (читай "Транснефти") в частных нефтепроводах можно считать открытой.

 

"Транснефти" слова не давали

Заставить нефтяные компании забыть о трубе до Мурманска, теоретически мог бы проект Ангарск-Находка. О намерении построить нефтепровод в Находку год назад заявила "Транснефть". Но чтобы обеспечить финансирование проекта, "Транснефти"  требуются гарантии прокачки через Находку существенных объемов западно-сибирской нефти, в то время, как нефтяные компании не хотят связывать себя с ним обязательствами  (см. "Находке – да! Находке – нет!" в "НГВ" №12 , 2002).  

Примечательно, что "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". до  продажи Талаканского месторождения, госпакета акций "Славнефти" и решения Правительства РФ о целесообразности строительства нефтепровода Ангарск-Находка. Логично предположить, что подписывая "Меморандум" они решили объяснить властям, что проект Ангарск-Находка, в который заложено государственное финансирование, на фоне "мурманского" выглядит менее привлекательно по всем параметрам, в то время как спонсирование "Находки" приведет к увеличению стоимости транспортировки в цене нефти (к примеру, стоимость доставки в США тонны нефти из Мурманска обойдется в $27, а из Находки – $52-56) и ухудшит положение России на рынке. Вместе с тем, они наглядно продемонстрировали  "Транснефти", что новые маршруты нефтепроводов все-таки надо строить исходя из потребностей производителей нефти, а не собственных интересов транспортной компании.

Последними шансами "Находки", таким образом, стали намеченные на декабрь 2002 года аукционы по продаже "Славнефти" и Талаканского месторождения. Талакан расположен в Восточной Сибири, часть месторождений "Славнефти" находится по соседству. Если бы их владельцами стали компании заинтересованные в экспорте через Находку (к примеру "Сургутнефтегаз" или "Роснефть"), "Транснефть" еще имела бы основания продолжить лоббирование своего проекта.  Но Талаканский аукцион, как известно, перенесли на неопределенный срок. Аукцион по "Славнефти" состоялся 18 декабря. Ее хозяевами стали "Сибнефть" и ТНК (см. "Славнефть – что дальше?" в "НГВ" №1, 2003"). Свое отношение к маршруту Ангарск-Находка они наглядно выразили в "мурманском" "меморандуме". А нефти Талакана, даже если она достанется противникам экспорта через Мурманск, не достаточно для обеспечения необходимых "Транснефти" гарантий загрузки трубы до Находки. Таким образом, если Правительство РФ решится действовать исходя из здравого смысла и не станет устраивать нефтяным компаниям маски-шоу "Транснефть" не получит гарантий прокачки нефти до Находки, а властям,  как следствие, придется всерьез задуматься над вариантами реализации "мурманского проекта", максимально приемлемыми для нефтяных компаний.

 

Тайм-аут тоже не поможет

Если предположить, что каждая из сторон будет отстаивать собственные требования "до победного", то в обозримом будущем новых нефтепроводов в России не появится. Нефтяные компании не смогут их строить без соответствующих разрешений правительства, а "Транснефть" -- без гарантий прокачки от нефтяных компаний. В такой ситуации нефтяникам придется использовать действующие нефтепроводы "Транснефти", но их возможности даже сейчас не соответствуют объемам производства и будут сдерживать их наращивание в будущем.

По данным Минэнерго, с учетом потенциала новых регионов нефтедобычи (Тимано-Печеры, Каспия, Восточной Сибири, Арктического шельфа и Сахалина), к 2010-2015 году объем добычи нефти в России может возрасти с нынешних 377 млн тонн в год до 450-510 млн тонн в год. Но ее внутреннее потребление растет очень медленно, а с учетом планов реконструкции НПЗ, предусматривающих увеличение глубины переработки нефти, оно существенно отстанет от объемов добычи. К 2010-2015 году экспорт придется увеличивать с сегодняшних 195 млн тонн в год до 296 млн тонн в год, поэтому дефицит нефтепроводных мощностей составит около 80 млн тонн в год,  даже при условии полной загрузки системы "Транснефти", КТК и увеличения мощности БТС до 30 млн тонн.

Увеличение мощности действующих нефтепроводов "Транснефти", по расчетам нефтяных компаний не целесообразно. Уже сейчас, по мере роста объемов добычи, им приходится комбинировать имеющиеся маршруты и использовать малоэффективные направления поставок. Как следствие, за последние 5 лет затраты на транспортировку нефти увеличились почти в 5 раз, при этом нельзя исключать, что в перспективе стоимость транспортировки в цене нефти еще более возрастет.  При высоких ценах на нефть эти неудобства не существенно влияют на работу компаний – возможность выбирать рынки сбыта сохраняется и соответственно, сохраняется возможность наращивания объемов  добычи. Но период высоких цен не долгосрочен (подробнее см. "Противостояние" в "НГВ" №18, 2001). Согласно прогнозам, цена на российскую Urals, в перспективе, опустится до $17 за баррель. Поставки нефти станут локальными как на внутреннем, так и на западном рынке. Их объем упадет ниже даже сегодняшней планки (377 млн тонн в год) и составит не более 300-350 млн тонн нефти в год. Остальной объем будет не эффективен.

 

Быть или не быть

Вряд ли мы ошибемся, предположив, что владение "частной" трубой для нефтяников все-таки не самоцель. Их задача – обеспечить появление нового транспортного маршрута в нужном для них направлении. Если бы "Транснефть" согласилась построить трубу до Мурманска за счет собственных средств, проблему можно было бы считать решенной. Вполне возможно, что так оно и будет, но прежде чем это произойдет "мурманскому" проекту придется выдержать не одну проверку на прочность.

На первом этапе будет решаться судьба самого маршрута. По словам г-на Христенко, в марте Правительство РФ намерено сделать выбор между проектами Ангарск-Находка и Ангарск-Дацин (Китай). Затем -- сравнивать эффективность мурманской трассы с целесообразностью дальнейшего наращивания мощности БТС. Но в сравнении с обоими упомянутыми в качестве конкурентов маршрутами, в  экономическом плане мурманский проект выглядит все-таки более перспективным –и в БТС, и в "Находке", политики изначально закладывалось больше чем бизнеса, а  на одной политике далеко не уедешь.

В Мурманске расположен единственный в России глубоководный незамерзающий порт с закрытой бухтой, позволяющий использовать танкеры дедвейтом до 300 тыс.тонн. Для сравнения – балтийские (в том числе БТС) и черноморские  терминалы принимают танкеры дедвейтом не более 140 тыс. тонн, в частности из-за ограничений турецких и датских проливов Таким образом, если раньше поставки нефти из России были эффективны только на европейском рынке, то мурманский проект открывает возможность для прибыльного экспорта как в Европу, так и в США. По расчетам рабочей группы, транспортные расходы при экспорте нефти в США через Мурманск будут ниже,  чем при поставках по другим маршрутам – Дружба-Адрия, Баку-Тбилиси-Джейхан и КТК. (см. БОКС2 "Мурманск ближе и дешевле"). При этом, экономия на фрахте позволит достичь эффективности экспорта сравнимой с традиционным поставками в Европу. "Тот факт, что отношения России и США  развиваются конструктивно дает дополнительную уверенность в том, что у нас будет рынок сбыта нефти в США. Будет он больше или меньше зависит от рыночной ситуации, но в принципе этот рынок будет" -- сказал председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский (см. БОКС3 "Россия в США").

Преимущества "Мурманска" перед БТС, представляются, таким образом, вполне очевидными. Даже если в "балтийской" трубе, по сравнению с "мурманской" будет заложен более низкий тариф за прокачку, используя ее, нефтяники ничего не выиграют – разница будет потеряна ими на фрахте (Приморск не может принять глубоководные суда). Сравнивая же "Мурманск" с "Находкой"  можно говорить о том, что из сферы влияния "Мурманска" выпадает обслуживание Восточно-Сибирских провинций и возможность доставки нефти на рынки АТР. Но в АТР для России перспективен только Китай (см. "Шансы российской нефти" в "НГВ" №18, 2002), а работу с Китаем, в частности восточно-сибирской нефтью в полном объеме может обеспечить Ангарск-Дацин. Таким образом, экономических причин для  отказа от "мурманского" проекта, в пользу "Находки" или БТС, не просматривается.

 

Все что вы скажете, может быть использовано против вас

Вариантов для обсуждения условий строительства нефтепровода до Мурманска, даже на сегодняшний день более чем достаточно. Власти вполне моги бы поручить "Транснефти" построить трубу за счет собственных средств. Никто, кроме самой "Транснефти", возражать против такого развития событий не стал бы. "Транснефть" же, скорее всего, захочет воспользоваться опытом БТС. Иначе говоря, задействовать инвестиционную составляющую тарифа. Для нефтяников это не самый лучший вариант, но он все-таки, лучше чем финансирование тем же способом трубы до Находки или развитие действующих магистралей "Транснефти". По принципу "из двух зол", они наверняка предпочтут выбрать меньшее.

Строительство "частного" нефтепровода, со всеми сопутствующими организационными инициативами, тоже полностью исключать не стоит. Пожелание инвесторов иметь гарантии прокачки и право участия в формировании тарифов выглядит вполне обоснованно и естественно. Раньше или позже эту проблему все-равно придется решать. Иначе, те же Восточную Сибирь и Сахалин осваивать будет невозможно – "Транснефть" не сможет финансировать все проекты одновременно. Другое дело – "когда" ответить на все сопутствующие теме вопросы.

Слова Касьянова в их решении недостаточно. Большая часть вопросов требует изменения законодательства и соответственно, независимо от того, кто станет инициатором их обсуждения, должна быть проведена через Думу. Ну не мог же, в самом деле, Касьянов сказать во всеуслышание: ребята, вы же большие мальчики, сами понимаете, что в этом году в Думе выборы, ваши предложения несколько революционные, связываться с ними сейчас никто не будет, а следующий год, тоже сами знаете, еще хуже – это год президентских выборов, подождите, после них у всех будут руки развязаны. Конечно, так сказать он не мог, но вряд ли "большие мальчики" этого не понимают.

До завершения выборов-2003 дискуссия о способах строительства нефтепроводов наверняка будет идти в вялотекущем режиме. Может быть, ее и вовсе не будет. А после выборов-2004, в нашей стране, все что угодно может измениться. На сроках реализации проекта, ранее обозначенных "мурманским" консорциумом, темпы дискуссии никак не отразятся. Разработка ТЭО и рабочей документации проекта запланировано им на 2003-2004 гг. Строительство трубопровода -- на 2004-2007 годы, ввод в эксплуатацию – на 2007 год.   Главное, сейчас "не лохматить бабушку".

 

 

БОКС1

Западная Сибирь-Мурманск

27 ноября "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" подписали "Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". На новую трубу мощностью до 80 млн т нефти нефтяники готовы потратить $3,4 - 4,5 млрд

"ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" заявили о намерении прокачивать по новой трубе по 20 млн тонн ежегодно. ТНК и "Сибнефть" -- по 10 млн тонн. Для реализации проекта создана рабочая группа. Пока она рассматривает два варианта маршрута нового трубопровода: Первый  -- Западная Сибирь-Уса-Мурманск, протяженностью 2500 км,  проходит по дну Белого моря. Второй -- Западная Сибирь-Ухта-Мурманск, протяженностью 3600 км -- от Ухты совпадает с существующими трассами нефте- и газопроводов и входит в Мурманск огибая Белое море.

Место  расположения морского нефтетерминала пока не выбрано. Напомним, что "ЛУКОЙЛ" довольно долго вел переговоры с Министерством обороны РФ о строительстве терминала в бухте Мохнаткина пахта, чтобы обеспечить перегрузку в крупнотоннажные танкеры нефти доставляемой танкерами-челноками с Варандея (северная часть Тимано-Печоры). "Газпром" и "Роснефть", в свою очередь, планируют строительство собственного терминала в Печенгской губе для освоения Приразломного месторождения. Вряд ли участники "мурманского" проекта забывают и о перспективах освоения арктического шельфа (в ближайшие годы на аукционы будут выставлены участки Баренц-2, Баренц-3, Баренц-4, в том числе  Кольско-Канинская моноклиналь расположенная в районе Кольского полуострова). Поэтому логично предположить, что в целях экономии средств они будут стараться найти оптимальный вариант, учитывающий интересы всех потенциальных "мурманских" экспортеров. "В нашем распоряжении имеется 60 км глубоководного, удобного Кольского залива, а также Керчинского залива, поэтому терминал может быть расположен в любом месте" -- сказал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.

 

 

БОКС2

Мурманск ближе и дешевле

 

маршрут                                              дальность                    общие трансп.расходы

                                                           перевозки                  от месторождения до США

Зап.Сибирь-Мурманск-США              5800 миль                   24,7 $/т

Зап.Сибирь-"Дружба-Адрия"-США   6038 миль                   29,5 $/т

Зап.Сибирь-КТК-США                        6685 миль                   29,9 $/т

Баку-Тбилиси-Джейхан-США                        6400 миль                   31,9 $/т

Персидский залив-США                    12800 миль                 19,5 $/т

 

 

БОКС3 + шайбы

Россия в США

Общий объем импорта нефти в США в 2001 году составил 9,1 млн барр в сутки, но на данном этапе российские компании осуществляют туда только тестовые поставки. По качеству, российская нефть не уступает нефти поступающей в США из других стран и в некоторых случаях даже превосходит ее. Поэтому, принимая во внимание прогнозируемое падение добычи нефти в Северном море, Мексиканском заливе и рост потребления в США нефти и нефтепродуктов, группа разработчиков "мурманского" проекта пришла к выводу, что доля России на американском рынке со временем составит 13%.

 

Основные поставщики нефти США в 2001 году - шайба

Ирак – 8,5%

Нигерия – 8,9%

Венесуэла – 14,0%

Канада – 14,4%

Мексика – 15,1%

Саудовская Аравия – 17,6%

 

Прогноз перераспределения импорта нефти США к 2010 году - шайба

Россия – 13%

Канада – 14%

Мексика – 14%

Северное море – 5%

Арабские страны ОПЕК – 22%

Прочие ОПЕК – 20%

 

Основные параметры нефти поступающей в США

Показатель                        плотность, API                 сера, %

Меса                          30                               1,05

Киркук                                   36                               2,0

Басра легкая                       34                               2,0

Марс                          29,6                            1,7

Посейдон                  31,3                            1,57

Юралс                                   32                               0,6-1,8

 

 

к содержанию номера Версия для печати

ОСЕНЬ-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

20.01.2021   Россия увеличила экспорт нефти в КНР на 8%
20.01.2021   Иркутская нефтяная компания заинтересована в поставках водородного топлива в Японию
20.01.2021   Цены на нефть продолжают расти
20.01.2021   Главгосэкспертиза одобрила представленный повторно проект обустройства участка 4А Уренгойского месторождения
20.01.2021   Промышленники поддержали инициативу Минфина по новому механизму привлечения инвестиций
20.01.2021   Коронавирус диктует предпочтения клиентов АЗС
20.01.2021   Для разработки новых месторождений в Арктике разработают плавучие аэродромы
20.01.2021   Газохимический кластер в Сабетте включат в план развития нефтегазохимии России
19.01.2021   ФАС не нашел монопольного роста цен на пермских АЗС ЛУКОЙЛа
19.01.2021   "Ъ": нефтяные компании предложили отменить госэкоэкспертизу скважин в Арктике
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru