Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Новости / Просмотр новости
Кризис перепроизводства господдержки  
27.07.2018 08:54:40 / BHP Billiton продает сланцевые активы в США BP за $10,5 млрд Версия для печати 27.07.2018 08:58:02 / Россия может увеличить нефтедобычу сверх июньского плана ОПЕК+

27.07.2018.  ФАС хочет ограничить господдержку на создание новых производств в профицитных отраслях промышленности. Об этом уже просили металлурги, но в рамках новой инициативы идею планируется распространить и на другие отрасли. Помимо металлургии сегодня свободные мощности есть в машиностроении, нефтепереработке, вагоно- и судостроении. Однако причины, которые к этому привели, перспективы загрузки и срок перехода от профицита к дефициту всегда разные, что, по мнению экспертов и участников рынка, затрудняет разработку единого подхода.
Доступ к господдержке расширения производственных мощностей в отраслях с "профицитными мощностями и наличием более двух производителей на территории РФ" должен быть ограничен, следует из проекта "дорожной карты" по развитию конкуренции, разработанной ФАС. В службе "Ъ" уточнили, что идея возникла в ходе обсуждения проблемы избытка мощностей в различных отраслях. Для ее реализации будут внесены изменения в закон о промышленной политике. Подготовкой поправок займется Минпромторг (там от комментариев отказались).
Против господдержки "лишних" производств с 2016 года выступают металлурги. Тогда владелец "Северстали" Алексей Мордашов просил Дмитрия Медведева прекратить поддержку новых мощностей по выплавке стали. Глава ассоциации "Русская сталь" Алексей Сентюрин отмечает, что загрузка сталеплавильных мощностей РФ в 2017 году составила 85%, причем чуть меньше половины объемов традиционно экспортируется. Поэтому, а также в связи с обязательствами РФ в рамках Глобального форума по проблеме избыточных сталеплавильных мощностей господдержка новых проектов, которые периодически заявляются к реализации в различных зонах с льготными экономическими режимами, выглядит необоснованной, считает он. Например, китайские инвесторы заявили о создании кластера на 30 млн тонн стали в год на базе "Амурметалла", турецкая Gemont планирует построить завод в ОЭЗ "Алабуга".
Господин Сентюрин сказал "Ъ", что "Русская сталь" высказывала эту позицию на экспертном совете ФАС в марте, но "тема актуальна и для других отраслей промышленности".
Собеседник "Ъ" в правительстве подтверждает, что в инициативе ФАС речь идет обо всех отраслях. О том же говорит замглавы "Росспецмаша" Вячеслав Пронин: "Идея в том, что существуют виды продукции, производство которых развито в РФ, и создание новых мощностей может нанести вред существующим".
В нефтяной отрасли (добыча) нет избытка мощностей, поскольку продукцию всегда можно экспортировать. В газовой отрасли он объективно есть у "Газпрома", которому предоставляются льготы по НДПИ для северных и трудных в разработке месторождений. Сам "Газпром" считает, что избыток нужен для обеспечения зимних пиков потребления. Также профицит можно увидеть в нефтепереработке, которая с 2019 года начнет получать прямые субсидии в качестве компенсации отмены экспортных пошлин на нефть. Уже сейчас объем переработки превышает потребности внутреннего рынка, а после завершения модернизации НПЗ отрасль станет подчеркнуто экспортной.
По данным Росстата, средний уровень загрузки мощностей обрабатывающих производств в июле 2018 года составил 64%. В станкостроении, например, у холдинга "Стан" мощности загружены в среднем на 30%. По данным Infoline, мощности российских верфей в сегменте гражданского судостроения в 2017 году были загружены не более чем на треть по строительству корпусов и примерно на 45% с учетом реализации проектов высокой стоимости.
Простаивают мощности и в машиностроении, экспорт продукции которого хочет наращивать Минпромторг: так, производства сельхоз- и спецтехники в среднем недозагружены на 25–40%, говорит Вячеслав Пронин. По словам Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", мощности автозаводов по итогам 2017 года работают на 45%. Но, обращают внимание источники "Ъ" в автопроме, ограничение развития мощностей идет вразрез со стратегией по расширению экспорта. По словам Сергея Удалова из "Автостата", планы по экспорту в автопроме можно выполнить за счет модернизации производств и углубленной локализации.
В правительстве уже обсуждалось, что на создание лишних мощностей нельзя направлять специнвестконтракты (СПИК), говорит собеседник "Ъ" (гарантируют неизменность налоговой нагрузки, могут обеспечивать субсидии). На рынке сельхозтехники вред существующим производствам нанес СПИК с Claas, считает господин Пронин: "Уже существовало два крупных производства и одна сборка зерноуборочной техники, они были недозагружены". Собеседник "Ъ" на авторынке отмечает, что подписание СПИКов с BMW и Daimler также приведет к созданию лишних мощностей.
Но оценки того, профицитны мощности или дефицитны, в ряде отраслей меняются быстро: так, ставки на предоставление вагонов, от которых косвенно зависит стоимость нового парка, в 2015 году упали до 350 руб. за вагон в сутки, а сейчас превышают 2 тыс. руб. Поэтому вагоностроители в кризис простаивали, а сейчас в целом обеспечены заказами. По данным Infoline, их загрузка в первом полугодии составляла 56,5%, но стояли лишь заводы без достаточного оборотного капитала, в то время как остальные загружены полностью. Загрузка может рассчитываться по-разному, соглашается Владимир Беспалов: "Так, в автопроме возникает вопрос, учитывать ли законсервированные производства GM". Также собеседники "Ъ" говорят о разных причинах недозагрузки: например, в "Стане" отмечают, что увеличивать объемы производства нерентабельно.
Среди рисков ограничения господдержки источники "Ъ" называют возможность появления нового рычага давления лоббистов на других игроков рынка. Вячеслав Пронин также говорит о вероятности проблем с модернизацией.

Коммерсантъ

27.07.2018 08:54:40 / BHP Billiton продает сланцевые активы в США BP за $10,5 млрд вернуться к списку Версия для печати 27.07.2018 08:58:02 / Россия может увеличить нефтедобычу сверх июньского плана ОПЕК+

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

13.08.2018   Каспийская "пятерка" договорилась о возможности прокладки трубопроводов в море
13.08.2018   Уровень дивидендов Зарубежнефти по итогам 2017 года вырос на 22%
13.08.2018   Залог "Роснефти" попал под арест
13.08.2018   Силуанов допустил переход на национальные валюты при торговле нефтью
13.08.2018   Китайская CNPC заменила французскую компанию Total в иранском проекте "Южный Парс 11"
10.08.2018   Санкции США заторонут переработку нефти и газа
10.08.2018   Бизнес заключают в крепкие изъятия
09.08.2018   Нефтяные котировки прибавляют после существенного падения накануне
09.08.2018   Мировую экономику ждет нефтяной шок
09.08.2018   "Роснефть" и "Интерфакс" договорились об урегулировании иска СК "Звезда" к агентству
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

11.08-17.08   Иркутск
ГЕОБАЙКАЛ 2018
конференция
04.09-06.09   Казань
НЕФТЬ.ГАЗ.НЕФТЕХИМИЯ
выставка
10.09-14.09   Геленджик
Геомодель 2018
Конференция
10.09-14.09   Севастополь
ЭКСПЛУАТАЦИЯ-ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА ,РЕМОНТ И БУРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН
сеинар-конференция
11.09-14.09   Ижевск
НЕФТЬ. ГАЗ. ХИМИЯ
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru