Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Новости / Просмотр новости
Нефтяники доплатят государству за проданный в январе бензин  
12.02.2019 13:09:20 / Нефть дорожает после падения накануне Версия для печати 13.02.2019 13:00:48 / Цены на нефть продолжают повышаться

12.02.2019.  Нефтяным компаниям придется поделиться с государством 10 млрд руб. — это часть премии, которую нефтяники формально получили на внутреннем рынке при продаже бензина в январе. Но на самом деле они продавали топливо с дисконтом.
31 января истекает первый месяц использования механизма субсидии для сдерживания цен на бензин и дизель, который российское правительство запустило в прошлом году на фоне скачка цен на топливо. Это так называемая демпфирующая надбавка. Механизм работает так: если цены на нефть на мировых рынках подскочат и на внутреннем рынке снова образуется дисконт к экспортной цене топлива, государство доплатит нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Если внутренний рынок, наоборот, окажется премиальным (и премия вырастет выше расчетных значений), в бюджет будут доплачивать нефтяники.

Работает ли схема?

В январе схема сработала неожиданным образом: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом к экспортной цене, но им все равно придется доплатить в бюджет.Дело в том, что премия или дисконт к экспортному нетбэку (экспортная цена топлива минус транспортные расходы и экспортная пошлина) считается не от текущих биржевых цен, а от расчетных, установленных правительством, — 56 тыс. руб. за бензин и 50 тыс. руб. за дизель. Исходя из этих цен, получилось, что нефтяники получали условную премию при продаже бензина на внутреннем рынке и им придется доплатить в бюджет 3,6 тыс. руб. за каждую тонну, подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Фактически премии к цене не было.
В случае с бензином расчетные цены правительства (56 тыс. руб.) оказались выше и экспортного нетбэка (44,4 тыс. руб.), и реальной цены продажи топлива на бирже. Например, 29 января тонна АИ-92 на бирже стоила 40,8 тыс. руб., это ниже нетбэка на 3,6 тыс. руб. Значит, нефтяники продавали на внутреннем рынке бензин с дисконтом к нетбэку, но все равно должны доплатить государству, заключает Ежов. При этом за дизель нефтяники, наоборот, получат по 4,3 тыс. руб. за тонну. В целом компании доплатят в бюджет 10 млрд руб., а получат за проданный с дисконтом дизель 10,5 млрд руб., подсчитал Ежов.

Разница между ценой на бензин и ценой на нефть в Европе сейчас намного меньше, чем на дизель, в результате и цена топлива низкая, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это объясняется снижением спроса на европейском рынке на бензин, он падает под действием фактора сезонности и продолжающегося роста топливной эффективности двигателей (в том числе вследствие ужесточения экологических требований к топливу), говорит он.

Готовы ли нефтяники доплачивать в бюджет?

Нефтяники недовольны тем, что за бензин приходится доплачивать, и предлагают Минэнерго и правительству или отказаться от демпфера, или заменить его плавающим акцизом, рассказывают два человека, близких к участникам заседаний на эту тему у вице-премьера Дмитрия Козака. Демпфер работает не так, как было задумано: никто не предполагал, что цены на бензин в Европе окажутся настолько низкими, несмотря на относительно высокие цены на нефть, при расчете демпфера образуется условная премия, и нефтяникам придется доплачивать в бюджет, говорит один из них. Маржа некоторых заводов оказалась ниже расчетной 2–5 руб. на литр, поэтому механизм демпфера нужно менять, с этим все согласны, вопрос — как именно, указывает он.

Заменить демпфер плавающим акцизом еще в прошлом году предлагали нефтяники, за это предложение выступала и ФАС. Механизм плавающего акциза похож на демпфер: Минэнерго предлагало увязать его с ценой нетбэка так, чтобы при формировании дисконта на внутреннем рынке акцизы для компаний снижались, а в случае если образуется премия — росли. Но Минфин выступал против перехода на плавающие акцизы: в этом случае пострадали бы дорожные фонды, для которых акцизы служат источником финансирования. Позиция Минфина по этому вопросу не изменилась, сказал РБК представитель министерства. Минэнерго в целом пока считает обе конструкции — демпфер и плавающий акциз — работоспособными, хотя в январе демпфер и сработал неправильно, говорит человек, близкий к министерству. Представитель Минэнерго пока не ответил на запрос РБК.

Вице-премьер Дмитрий Козак в среду заявил, что возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо нецелесообразно — пока есть решение о работе демпфирующего механизма. Представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти", "Татнефти", "Сургутнефтегаза" и ННК пока не ответили на запросы РБК.

РБК

12.02.2019 13:09:20 / Нефть дорожает после падения накануне вернуться к списку Версия для печати 13.02.2019 13:00:48 / Цены на нефть продолжают повышаться

ОСЕНЬ-2020

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

03.03.2021   26 марта 2021 года в Москве в отеле "Балчуг Кемпински" состоится IV Международная Конференция "Рынок нефтепродуктов России и СНГ-2021"
02.03.2021   В России будет создан первый испытательный полигон, имитирующий реальное месторождение углеводородов
02.03.2021   ОПЕК+ примет решение об объемах добычи нефти на апрель
02.03.2021   Загорский трубный завод строит новое предприятие в Подмосковье
02.03.2021   Поставки нефти из России в дальнее зарубежье обвалились
02.03.2021   В какой нефтегазовой компании лучше всего укрепляют командный дух
02.03.2021   ООО "Газпром недра" запатентовало способ безопасной транспортировки крупных айсбергов
02.03.2021   "Славнефть-Мегионнефтегаз" наращивает ресурсный потенциал за счет глубоких горизонтов
02.03.2021   ЛУКОЙЛ построил очередную парогенераторную установку для шахтной добычи сверхвязкой нефти
02.03.2021   ТАНЕКО единственный среди российских НПЗ увеличил нефтепереработку
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

02.03-04.03   ONLINE
Международная геолого-геофизическая конференция и выставка: "ГеоЕвразия-2021. Геологоразведка в современных реалиях"
конференция и выставка
02.03-05.03   Internet
IV международная геолого-геофизическая конференция "ГеоЕвразия-2021"
конференция
02.03-04.03   Краснодар
7-я ежегодная конференция и технические визиты "Даунстрим Россия 2021" Организатор: "Восток Капитал"
конференция
03.03-04.03   г.Москва
Конференция "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов"
конференция
15.03-15.03   г.Москва
IV международная конференция "Метан — газомоторное топливо"
конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru