Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Переработка

МИНПРОМЭНЕРГО ОЗАБОТИЛОСЬ КАЧЕСТВОМ

Минпромэнерго РФ придумало, как повысить качество российского топлива. По заказу министерства разработан технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Проект предусматривает внедрение европейских экологических стандартов к топливу – Евро-2 и Евро-4, минуя Евро-3. Ожидается, что в текущем году документ пройдет все согласования и вступит в силу с 2007 года. Однако, участники топливного рынка считают, что состояние российского автопарка (60% старой техники нельзя заправлять высококачественным бензином) не позволит России в короткие сроки перейти на экологически чистое топливо.

 

В канун Нового Года Минпромэнерго РФ передало в российское правительство на обсуждение проект специального технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Как рассказала советник центра общественных связей Минпромэнерго РФ Ирина Мальцева, техрегламент, который будет принят федеральным законом, устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям их экологической безопасности, соответствующим нормам ЕС (см. БОКС1 "Экологические требования к бензинам и дизельному топливу").

Как известно, основные стандарты к топливам, поступающим на рынок, содержатся в Директиве Европейского парламента и Совета Европы № 98/70/ЕС с изменениями, внесенными Директивой 2003/17/ЕС. Европа практически каждые шесть лет ужесточает экологические требования к бензинам и дизельному топливу. Так, с 1993 года действовал стандарт качества к автомобильным бензинам EN 228-92 (так называемый Евро-2), в 2000 году был введен стандарт EN 228-99 (Евро-3), а с 2005 года начал действовать новый стандарт — EN 228-04 (Евро-4). Для дизельного топлива действуют европейские нормы EN 590, которые за последние 12 лет также  трижды ужесточались. В итоге максимально допустимое содержание бензола в бензинах, закрепленное стандартами, сократилось с 5 до 1%, серы — c 500 ppm (миллионные доли) до 50, ароматики — с 42 до 35%.

 

В защиту природы (читай иномарок)

В России уже есть некоторый опыт ужесточения требований к качеству топлив. В 2003 году на законодательном уровне были запрещены выпуск и использование этилированных бензинов. Теперь дошла очередь до сокращения содержания в топливе серы. Как говорится в проекте техрегламента, с момента его вступления в силу в России может производиться лишь топливо, соответствующее нормам Евро-2, а затем -- Евро-4 (отличается от Евро-2 еще более низким содержанием примесей — серы, бензола и свинца). При этом стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. "Это означает, что после вступления в силу регламента нельзя будет производить бензин ниже АИ-92 (соответствует Евро-2). Но для полного перехода на Евро-4 сроки не установлены. Пока в России будут ездить машины с двигателями Евро-2 и ниже, производство и отпуск бензина стандарта Евро-2 не будет ограничиваться. Мы же прекрасно понимаем, что нельзя в автомобиль с двигателем Евро-0 заливать бензин Евро-4", -- объясняет Ирина Мальцева.

По информации Минпромэнерго, необходимость перехода на более качественное топливо назрела по нескольким причинам. Во-первых, это нужно для улучшения экологической ситуации в крупных городах. Сегодня доля выбросов автотранспортом в общем объеме загрязнения атмосферного воздуха мегаполисов непрерывно растет. Так, в среднем по стране она составляет 43%, а для Москвы – почти в два раза больше. Экологически неблагополучные районы занимают около 15% территории страны, на которой проживают около 70% населения.

Во-вторых, как рассказал главный технолог "Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти" (ВНИИ НП), разработчик техрегламента) Владимир Булатников, необходимо, чтобы российский бензин признавали зарубежные автопроизводители. "Современные машины надо обеспечивать топливом соответствующего качества, но пока ситуация складывается не в пользу автовладельца. Новые автомобили очень чувствительны к содержанию в бензине свинца, серы. И если такая иномарка заправляется бензином не Евро-4, а скажем, Евро-1, то она довольно скоро выходит из строя. А при обращении в ремонтную мастерскую, дилер снимает машину с гарантии, поскольку неисправность возникла по вине водителя, заправлявшего машину не тем топливом", -- утверждает Булатников. По его словам, если Россия не начнет производить Евро-4, то страну может задавить импортное топливо.

 

Евро на экспорт

Наибольшее число нареканий в сторону разработчиков техрегламента было вызвано тем, что они решили "пропустить" стандарт Евро-3, "перескочив" с Евро-2 сразу на Евро-4. Владимир Булатников говорит, что переход на выпуск бензина Евро-3 не целесообразен, так как это потребует дополнительных инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые в любом случае потом нужно будет перестраивать под Евро-4. "Это логично, - соглашается с разработчиками аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев, -- Как показала практика ЛУКойла, средние затраты на модернизацию одного НПЗ под стандарт Евро-4 составляют примерно 500 млн долларов. Если сначала переоборудовать предприятие под Евро-3, то компании от этого ничего не выиграют: инвестиций нужно не намного меньше".

По расчетам ВНИИ НП, на модернизацию всех российских НПЗ потребуется порядка 30 млрд долларов. "Введению Евро-4 сопротивляются те компании и НПЗ, которые не вкладывают средства в строительство новых установок (риформинга, изомеризации, каталического крекинга и так далее). Поэтому они не хотят переходить на более высокие стандарты. Говорят: а давайте с Евро-2 еще лет пять поживем. Но если будут установлены жесткие нормы по качеству топлива, то им придется инвестировать в модернизацию", -- возмущается Владимир Булатников.

В Минпромэнерго указывают на то, что сегодня практически все российские заводы уже выпускают топливо стандарта Евро-2. Кроме того, в прошлом году на производство бензина класса Евро-4 перешли Хабаровский НПЗ и "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез". Дизельное топливо стандарта Евро-4 выпускает ЛУКойл ("Пермнефтеоргсинтез"- 200-220 тыс. тонн в месяц, "Нижегороднефтеоргсинтез"- 120-150 тыс. тонн в месяц и "Ухтанефтепереработка" - 20 тыс. тонн в месяц), а также ТНК-ВР, которая в конце минувшего года пустила в эксплуатацию комплекс гидроочистки вакуумного газойля (ВГО) на Рязанском НПЗ.

Однако пока компании испытывают сложности со сбытом высококачественного топлива в России, где на него нет массового спроса.  По подсчетам ВНИИ НП, более 60% российского автопарка не соответствуют европейским нормам, еще 30% соответствуют нормам Евро-2, а к стандартам Евро-3 и Евро-4 подходят всего 10% автомобилей. К примеру, ЛУКойл еще в 2004 году ввел в эксплуатацию первый в России комплекс глубокой переработки нефти (мощностью 3,5 млн тонн сырья в год) на "Пермнефтеоргсинтезе", вложив в проект более 350 млн долларов, но не знал, куда пристроить свою качественную солярку.  В итоге вынужден был купить две финские компании Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy (289 обычных и 132 дизельных АЗС), где и продает пермское дизтопливо. Экспортировать дизтопливо стандарта Евро-4 намерена и ТНК-ВР, которая ведет переговоры с ЛУКойлом о транспортировке солярки через порт Высоцк. В России же компании вынуждены продавать свое экологически чистое  топливо по низким ценам, что им, естественно, невыгодно.

 

В ожидании спроса

Чиновники Минпромэнерго считают, что в будущем спрос на евротопливо будет расти. Несмотря на стареющий автопарк, в стране увеличивается число иномарок. "По статистике в 2005 году в России было продано 575 тысяч иномарок, либо ввезенных сюда, либо собранных на местных площадках", - говорит Владимир Булатников. Спрос на автомобили иностранного производства вырос на 79%.

Кроме того, в октябре 2005 года правительство РФ уже утвердило технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Он предусматривает введение с апреля 2006 года для всех двигателей нормы Евро-2, с января 2008 года – Евро-3 и с 2010 года – Евро-4. Производство старой техники, не удовлетворяющей стандартам, будет запрещено. К переходу на Евро-2, который откладывался не один год, российские автопроизводители готовы: многие отечественные предприятия уже сняли с производства старые модели автомобилей и закупают импортные двигатели.

Однако до полного обновления российского автопарка (тех самых 60%, которые не соответствуют никаким стандартам) еще далеко: в России в отличие от зарубежных стран старая техника не облагается налогами, в итоге "Жигули" ездят по 20-25 лет: "Для нас такая мера чревата социальной напряженностью: на периферии люди живут тяжело", - признают в Минпромэнерго. А в Российском топливном союзе считают, что при внедрении Евро-4 необходимо учитывают географическое положение городов: "В Центральной России и в крупных городах евростандарты еще можно ввести в короткие сроки, а вот на Востоке и в Сибире это преждевременно".

Между тем у техрегламента есть сильные лоббисты в лице вертикально-интегрированных компаний (ЛУКойл и ТНК-ВР), которые уже практически завершили реконструкцию своих НПЗ. Ожидается, что после вступления в силу техрегламента правительство РФ введет дифференцированные ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их стандарта (пониженный для Евро-4 и повышенные для топлива более низкого качества). "С Минфином снижение акцизов для более качественного топлива уже согласовано", - говорит Ирина Мальцева из Минпромэнерго. Прогнозируют, что, пройдя все согласования в правительстве РФ,  в Госдуму регламент поступит уже во втором квартале 2006 года, и по истечении шести месяцев после его принятия вступит в силу. В Минпромэнерго надеются, что уже с 2007 года документ будет действовать. 

 

БОКС1

Экологические требования к бензинам и дизельному топливу

 

Экологические требования к автомобильным бензинам

 

Евро-2

Евро-4

Содержание серы, мг/кг, макс.

500

50

Содержание бензола, % об., макс.

5

1,0

Содержание свинца, мг/л, макс.

10

5

Содержание углеводородов, % об., макс.:

ароматические

олефиновые

 

не нормируется

не нормируется

 

35

18

Октановое число:

 

 

по исследовательскому методу, мин.

80

95

по моторному методу, мин.

76

85

Источник: Технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам"

 

Экологические требования к дизельному топливу

 

Евро-2

Евро-3*

Евро-4

Содержание серы, мг/кг, макс.

500

350

50

Содержание полициклических ароматических углеводородов, % масс., макс.

Не нормируется

 

11

 

11

Цетановое число, мин.

45

51

51

* Минпромэнерго РФ не исключают возможности действия стандарта Евро-3 к дизельному топливу в переходный период.

Источник: Технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам"

 

к содержанию номера Версия для печати

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

06.05.2021   "Газпром нефтехим Салават" разработает программу модернизации "грязных" производств
30.04.2021   К разработке Восточно-Мессояхского месторождения подключили искусственный интеллект
30.04.2021   Нефть дешевеет, но может завершить неделю и месяц ростом
30.04.2021   В апреле суточная добыча нефти с конденсатом в РФ выросла на 2% к марту
30.04.2021   В преддверии Дня Победы при поддержке ЛУКОЙЛа в Западной Сибири реализованы тематические соцпроекты
30.04.2021   "Транснефть – Приволга" подготовила флот к навигации
30.04.2021   Столкновение балкера и танкера в Желтом море все - таки привело к разливу 400 т нефтепродуктов
30.04.2021   По итогам пандемии "НафтаГаз" перевел часть процессов в онлайн-формат
30.04.2021   В Казани студенты соревновались по добыче виртуальной нефти
30.04.2021   Президент ПАО "Геотек Сейсморазведка" Владимир Толкачев: практически свернуты программы сейсморазведочных работ по Тимано-Печоре и Ямалу, югу России
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

25.05-28.05   г.Уфа
Российский нефтегазохимический форум и международная выставка "Газ. Нефть. Технологии"
форум и выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru