Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Главная / Журнал "Топливный рынок" / июнь 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

Сбыт

На Дону заполнили "свято место"

В 2005 году на ростовском рынке нефтепродуктов начался давно предсказываемый аналитиками передел. Доли "Славнефти" и "ЮКОСа" распределили между собой структуры "ТНК-ВР", "Лукойла" и "Башнефти". Кроме того, в ближайшее время ожидается очередная волна перераспределения долей: крупнейшие региональные операторы "Башнефть-Юг" и "Инвестпром" начали переговоры с "ТНК-ВР" и "Газпромом" о возможной продаже своих активов.

 

В течение последних нескольких лет топливный рынок ростовской области неоднократно переходил их рук в руки, но все же, к началу текущего года в нем обозначилась группа лидеров из числа ВИНК (подробнее см. БОКС1 "Предпосылки"). По расчетам "Ростовнефтепродукта", доли на рынке региона распределились следующим образом: "Мегаполис-ТНК" - 15,7%, "Ростовнефтепродукт" - 10,1%, "Башнефть-Юг" - 10,2%, "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт" - 8,3%, ТД "ЮКОС-М" - 7,6%, "Инвестпром" - 6,7%, "Ростовнефть" - 4,5%. Мелкие операторы рынка занимают порядка 33% (подобнее см. БОКС2 "Детали").

После раздела наследия "Славнефти" структурами "ТНК-ВР" и "Сибнефти", а также вследствие событий вокруг "ЮКОСа", занимавшего второе место в Ростовской области, последний уступил свою долю "Башнефти". Третьим в группе лидеров эксперты называют "ЛУКойл", правда, по данным прошлогоднего опроса владельцев легковых автомобилей консалтинговой компанией "Альянс Мажор", его рейтинг в Ростове отнюдь не высок ("ТНК-ВР" - 48%, "ЮКОС" - 17%, "Башнефть-Юг" - 8%, "Прогресс" - 8%, "Мегаполис" - 5%, "Ростовнефтепродукт" - 1%, "ЛУКойл" - 2%).

 

Рука Ростова

Формально донские власти постоянно подчеркивают заинтересованность в увеличении количества игроков на региональном топливном рынке и обострении конкуренции между ними. В тоже время, по мнению местных экспертов, без "налаживания контактов" нефтяников с чиновниками не обошлось. В частности, давно уже поговаривали о тесных связях руководства "Башнефть-Юг" с первыми лицами области. Во всяком случае, за короткое время доля "Башнефть-Юг" на розничном рынке Ростовской области выросла до 24%, оборот достиг 4 млрд рублей, а его глава Али Узденов избрался в Законодательное Собрание, став одним из лидеров местного отделения партии "Единая Россия". 

Также в донском парламенте стал уже старожилом один из совладельцев "Мегаполиса" Константин Кузин (собственник компаний "Донецкая мануфактура" и "Донецкий экскаватор"), исправно выигрывающий организованные областными структурами различные тендеры, возглавляя комитет ЗС по экономической политике, предпринимательству и инвестициям.

Периодически, правда, областные власти все же пытаются продемонстрировать свою "руку на пульсе", используя для этого мощный рычаг в виде антимонопольного управления. К примеру, под давлением областного минпрома, в декабре 2005 года торговцы топливом пообещали снизить тарифы в Ростове. Это решение стало итогом встречи трех крупнейших игроков рынка с представителями администрации области и УФАС. С апреля по октябрь 2005 года оптовые цены на бензин и дизельное топливо в Ростовской области выросли в среднем на 41%, что повлекло за собой скачок розничных цен почти на 34% (особенно подорожало дизельное топливо – на 40,4%).

"В донской столице сложилась проблемная ситуация, при которой три крупнейших компании – "Мегаполис" (ТНК), "Интернефть" (ЮКОС) и "Башнефть-Юг" контролируют 80% рынка. Для сравнения, в области среда гораздо более конкурентная – там ни один из операторов не имеет более 25% рынка", -- сказал министр промышленности ростовской области Сергей Назаров. По его утверждению одновременное повышение розничных цен приблизительно на 3% "вызвало подозрения в сговоре и мы предупредили представителей компаний, что если цены не будут снижены, мы вынуждены будем обратиться в ФАС. Этот рынок не подлежит прямому регулированию, но мы имеем право обратиться в антимонопольную службу".

Для убедительности, антимонопольщики проверили деятельность сбытовых структур ВИНК и в апреле 2005 года комиссия ростовского УФАС выдала предписание подразделениям "ЮКОСа", "ЛУКойла" и "ТНК-ВР" (занимающим, по разным оценкам, от 17 до 20% местного рынка) обвинив их в ценовом сговоре при продаже в Ростове-на-Дону бензина Аи-92. Как сообщил глава УФАС Павел Субботин, комиссия констатировала факт ценового сговора и выдала нарушителям антимонопольного законодательства предписание перечислить в федеральный бюджет разницу между закупочной и продажной ценой за 2004 год "когда они являлись ценовыми лидерами на рынке". До этого антимонопольщикам успешно удавалось уличать ценовые сговоры ВИНК лишь в Ставропольском крае. На Дону же, по признанию руководство УФАС, зафиксировать согласованные действия нефтяников не удавалось.

Сами же нефтяники были категорически против претензий антимонопольщиков и прозрачно намекали на давление "руки Ростова". "У "Интернефти", "ЛУКойла" и "Мегаполиса" разные условия поставок нефтепродуктов от материнских компаний, разные условия оплаты, поэтому разнятся и цены. И, несмотря на это, нас обвиняют в сговоре", — сетовал руководитель "Интернефти" Степан Павлов. По его словам, компании, попавшие в поле зрения УФАС, занимают 20% топливного рынка Ростова, а цену бензина в 2005 году поднимали и другие операторы — "Башнефть-Юг", "Ростнефть" и "Инвестпром". "Такое впечатление, что антимонопольные органы проводили проверку избирательно", — говорит Степан Павлов.  В "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукте" его версию подтверждают: ""ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт" имеет в Ростове-на-Дону одну АЗС, а в городе более 100 автозаправок других операторов, поэтому сама постановка вопроса о том, что компания в состоянии оказывать какое-либо влияние на формирование розничных цен -- лишена логики".

Донские власти на выпады не отреагировали, зато с удовлетворением констатировали, что "в 2005 году план по сбору акцизов на нефтепродукты в области в размере 2033,5 млн рублей был выполнен на 125,9%. Организациями нефтепродуктообеспечения уплачено 2560,37 млн рублей акцизов. На 2005 год план по сбору акцизов на нефтепродукты с территории области был запланирован уже в размере 2639,7 млн рублей".

 

Последствия "заморозков"

Легкий испуг ВИНК и их "торжественная порка" властями продолжались недолго. В июле 2005 года заводы-производители вновь повысили отпускные цены на бензин и дизтопливо, а нефтяные компании, работающие на территории области, взвинтили оптовые отпускные цены на нефтепродукты реализуемые сельхозтоваропроизводителям области: дизельное топливо подорожало в среднем на 4% (500 рублей на 1 тонну), бензин АИ-80 – на 3% (400 рублей на 1 тонну). С начала года рост цен по дизтопливу составил 12%, по автобензину АИ-80 – 10%.

Как сообщили в УФАС, динамика роста цен по итогам последних двух лет составила: на бензин А-76 (80) в 2004 году по опту – 144%, по рознице – 142,3%; в 2005 году – 109,8% и 105,3% соответственно. По бензину АИ-92 в 2004 году по опту 129,1%, рознице – 128,3%; в 2005 году – 127,4% и 113,8% соответственно. По наиболее дорогому АИ-95 в 2004 году по опту 131,2%, рознице – 126,5%; в 2005 году – 118,9% и 112,5% соответственно. При этом в УФАС оговорились, что данный факт свидетельствует о том, что вопрос о монополистической деятельности необходимо ставить не на розничном рынке, а в оптовом звене, то есть на уровне нефтяных компаний. В рознице же затраты на закупку нефтепродуктов достигли 90% от себестоимости.

Существенно осложнило положение дел и обещание ВИНК "заморозить" розничные цены на топливо, данное ими правительству РФ в сентябре прошлого года. В тот период, в Ростовской области, оптовые цены выросли почти до уровня "замороженных" розничных, что существенно осложнило работу местных независимых АЗС. "Чтобы АЗС была рентабельна, маржа должна быть 2 рубля с  литра, а мы вынуждены были снизить наценку на топливо до 50 копеек при том, что 70 копеек наценки нужно только для того, чтобы покрыть расходы", -- рассказал владелец одной из ростовских компаний.

На данном этапе ценообразование в области не отличается от "замороженого" периода, поэтому эксперты убеждены, что у местных компаний в сложившейся ситуации существует лишь три выхода: пытаться сократить издержки (к примеру, сокращая число "пистолетчиков"), уходить под "крышу" какой-либо ВИНК, или, как в начале 90-х годов, идти в "тень" и закупать ГСМ у "левых" поставщиков из Чечни и нелегальных врезок в трубопроводы. Во всяком случае, по данным ГУВД Ростовской области, в данный момент у "частников" ГСМ в среднем на 70 копеек дешевле, чем у основных поставщиков.

Любой из этих вариантов разумеется имеет свои плюсы и минусы, но вряд ли может устроить независимых игроков. По мнению экспертов "Тройка-Диалог", сложившаяся ситуация может привести к крупнейшему за последние годы переделу розничного рынка топлива. Небольшие компании уже не смогут конкурировать с крупными игроками и в результате продадут им свой бизнес. Большая их часть уже действительно прекратила борьбу и ведет переговоры с крупными компаниями о работе на условиях франчайзинга, а некоторые -- и о продаже бизнеса.

 

Олигопольная перспектива

В начале марта в донской прессе появились сообщения о переговорах двух крупнейших донских компаний "Башнефть-Юг" и "Инвестпром" об интеграции с мощными ВИНК – "ТНК-ВР" и "Газпром" соответственно. При этом в обеих компаниях практически подтвердили факт ведения переговоров, хоть и с оговоркой, что "предварительные консультации" идут уже не один год.

По словам коммерческого директора "Башнефть-Юг" Екатерины Алехиной "действия ВИНК и политика их НПЗ поставили нас в такие условия, что мы сегодня не в состоянии конкурировать по цене". При этом, г-жа Алехина надеется, что ее компании возможно не придется продавать контрольный пакет и результатом переговоров станет приобретение франшизы "ТНК-ВР" или дилерский договор. Однако, эксперты полагают, что в нынешних условиях "ТНК-ВР" вряд ли на это пойдет. Наиболее вероятным исходом переговоров может стать интеграция сетей путем обмена долями и создания единой системы управления.

Нечто похожее сегодня происходит и в компании "Инвестпром". Этот оператор с оборотом в 6 млрд рублей в год сегодня контролирует порядка 8-10% оптового рынка области и является одним из крупных поставщиков ГСМ для южного региона России. "Инвестпром" ведет поставки нефтепродуктов на основе прямых договоров с заводов-производителей -- Астраханского ГПЗ, Уфимской и Самарской групп НПЗ, а так же с Волгоградского и Краснодарского НПЗ. Объем продаж "Инвестпромом" только светлых нефтепродуктов составляет более 40 тыс. тонн в месяц.

Ход переговоров с "Газпромом" в "Инвестпроме" пока комментируют весьма осторожно, ссылаясь на то, что варианты возможных договоренностей еще не просматриваются. По утверждению председателя его совета директоров Алексея Фролова, в настоящий момент "Инвестпром" стремится срочно "построить достаточно устойчивую компанию", чтобы усилить ее привлекательность для "Газпрома" и интегрироваться в него на наиболее выгодных условиях.

 

БОКС1

Предпосылки

По данным на 1 января 2006 года при населении 4,4 млн человек на Дону зарегистрировано свыше миллиона автомобилей. По данным облкомстата донской автомобильный парк ежегодно увеличивается на 4,5%. Потребление ГСМ в области превышает 2,6 млн тонн в год.

Кроме того, через Ростовскую область проходит основная артерия транспортного коридора "Север-Юг" федеральная трасса М4 "Дон", по которой в сутки следуют до 30 тыс. автомобилей. Через нее идет главный южный российский маршрут на Турцию, Иран и Закавказье, а также западный – из Средней Азии на Украину. При этом ежегодно рост объемов перевозок "дальнобойщиками" на Юге России составляет 15-17%. Еще одним крупным потребителем ГСМ являются донские сельхозпроизводители, закупающие главным образом дизельное топливо и бензин АИ-76.

Кроме того, донская экономика уже четвертый год демонстрирует стабильный рост объемов экономического производства в среднем на 3-5%, что влечет за собой повышение потребностей в ГСМ для промышленных предприятий. По данным пресс-службы обладминистрации, до конца 2005 года 200 млн рублей в виде льготных бюджетных кредитов поступили в 43 района области. Муниципальные власти, в свою очередь, должны выдать кредиты сельхозпроизводителям региона на приобретение ГСМ для проведения весеннего сева.

Подобная форма поддержки сельхозпроизводителей применяется в Ростовской области с прошлого года. Минувшей весной, накануне посевной, хозяйства Дона получили из областного бюджета льготные кредиты на закупку ГСМ по фиксированной (12,2 рубля за килограмм дизтоплава) согласованной администрацией области с поставщиками топлива цене. На эти средства приобретено около 17 тыс. тонн горючего. При этом кредиты сельхозпроизводители области получали под 1/3 ставки рефинасирования Центробанка РФ.

 

БОКС2

Детали

В Ростовской области в настоящий момент  работает около 880 субъектов (юридических и физических лиц), имеющих лицензии на право хранения нефтепродуктов и эксплуатации АЗС. На территории области зарегистрировано 40 нефтебаз, 75 нефтескладов и свыше 600 АЗС. Суммарный объем хранения составляет 424649 тонн.

Основными игроками на этом рынке являются "Ростовнефтепродукт", структура ТНК-ВР, владеющая Каменской, Батайской, Цимлянской, Сальской, Новочеркасской, Донецкой, Лиховской, Тарасовской, Миллеровской нефтебазами, около 20 АЗС; ростовский филиал "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт" (НК "ЛУКойл"), в состав которого входят Красносулинская, Песчанокопская, Целинская, Мечетинская и Константиновская нефтебазы, 1 АЗС; "Башнефть- Юг" с входящими в нее Орловской, Белокалитвинской, Чертковской, Азовской и Морозовской нефтебазами, около 60 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае; "Мегаполис-ТНК" (контрольный пакет акций принадлежит "ТНК-ВР") – нефтебазы в Ростове, Таганроге, Шахтах и станице Кировской, 24 АЗС; "Интернефть" ("ЮКОС") – нефтебаза в Ростове, 21 АЗС. Несколько нефтебаз также принадлежат более мелким компаниям "Инвестпром" (три нефтебазы и 25 АЗС на Дону и Кубани), "ЛЕВ" и "ТЭК "Эртан". В 2005 году местными властями выделены 18 земельных участков под строительство новых АЗС.

По данным УФАС по Ростовской области, основными поставщиками нефтепродуктов на Дон являются дочерние подразделения "ЛУКойла", "ТНК-ВР" и "ЮКОСа". Поставки нефтепродуктов осуществляются с НПЗ Волгограда, Саратова, Уфы, Ярославля, Рязани, Астрахани, станицы Афипской.

 

© ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

т. (495) 517-55-26, +7 (906) 038-26-80
т/ф. (499) 194-09-79
info@top-r.ru