Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / июнь 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

ТНК-ВР ТЯНЕТСЯ К ЮГУ

В апреле текущего года ТНК-ВР и крупнейший ростовский оператор ГСМ "Башнефть-Юг" подписали соглашение о создании совместного предприятия "ТНК Юг менеджемент". СП объединило донские активы ТНК-ВР ("Ростовнефтепродукт" и "Мегаполис"), а также 70% розничной и мелкооптовой сети "Башнефть-Юг". Предполагается, что в составе новой структуры будут работать 15 нефтебаз и более 120 АЗС Ростовской области и Краснодарского края. Как следствие, "ТНК Юг Менеджемент" получило лидирующее положение в регионе и, по словам его руководства, намерено активизировать экспансию в Краснодарский и Ставропольский края, которые пока делят между собой "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ".

 

В составе СП "ТНК Юг менеджемент" будет действовать 15 нефтебаз и более 120 АЗС, что позволит ему контролировать около 36% рынка ростовской области и гарантирует оборот около $750 млн в год. Программа оптимизации сети АЗС СП и внедрение бренда "ТНК-ВР" рассчитана на три года Топливо для "ТНК Юг менеджемент" будет поступать с принадлежащих ТНК-ВР Рязанского и Саратовского НПЗ.

В "Башнефть ЮГ" сотрудничество с ТНК-ВР рассматривают как шанс на выживание, хоть и расстроены потерей собственной независимости. Резкое увеличение оптовых цен на нефтепродукты ведущими нефтными компаниями поставило местных независимых операторов в крайне трудное положение. Конкурировать с розничной сетью ВИНК компания уже не могла и ежемесячно несла значительные убытки. "Действия ВИНК и политика их НПЗ поставили нас в такие условия, что мы не в состоянии конкурировать по цене на ГСМ", -- пояснила позицию "Башнефть Юг" коммерческий директор "Башнефти-Юг" Екатерина Алехина.

А в ТНК-ВР, ранее "съедавшей" мелкую розницу, комментируют сделку как первый опыт мирного сотрудничества с региональной компанией. Совет директоров СП "ТНК Юг менеджемент" возглавит глава "Башнефть-Юг" Али Узденов,  генеральным директором назначен бывший глава "Ростовнефтепродукт" Андрей Шульц. Г-н Узденов утверждает, что его компания передала в СП именно ту часть активов, которая позволяет обеспечить паритет с другими партнерами. Речь идет о Чертковской, Белокалитвинской, Морозовской, Приазовской (Краснодарский край) нефтебазах, Миллеровском нефтехранилище, а также большей части из 44 АЗС "Башнефть Юг" в Ростовской области и 7 на Кубани (Азовская и Орловская нефтебазы пока формально остаются вне рамок СП).

Сторонние участники ростовского рынка ГСМ, тем не менее, склонны оценивать сделку как поглощение нефтяниками регионально компании. На аналогичные размышления наводит и название новой структуры ("ТНК Юг менеджемент"). Однако, справедливости ради, стоит отметить, что хотя бы теоретически, утверждения ТНК-ВР и "Башнефть-юг" о сотрудничестве в рамках СП выглядят весьма убедительными. Если ТНК была известна как агрессивная компания склонная к поглащению более слабых партнеров, то ВР имеет в корне другую корпоративную идеологию. К примеру, именно в рамках СП более 10 лет действует московская сеть АЗС ВР, да и сама ТНК-ВР, усилиями ВР, тоже теперь благополучно действует как СП.

И наконец, подтверждает мнение о мирных намерениях ТНК-ВР и позиция местных властей. В феврале прошлого года в "Башнефть-Юг" уверяли, предложения продать свой бизнес компания получила сразу от трех ВИНК – ЛУКойла, ТНК-ВР и "Роснефти". В частности, о своем намерении на встрече с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом прямо высказывался президент "ЛУКойла" Вагит Алекперов ("ЛУКОЙЛ" занимает 11,3% от общего объема поставок горючего в область). Однако донские власти, известные стремлением к сохранению высокой конкуренции на рынке своего региона, сделали вид, что его не услышали.

Напомним, что "ЛУКОЙЛ" обычно предпочитает максимально контролировать приобретаемые активы (к примеру, именно по этой причине литовские власти озабоченные сохранением независимости местного ТЭК, уже более 10 лет отказываются продавать ему долю в нефтеперерабатывающем "Мажейкю Нафта").

На его фоне позиция ТНК-ВР выглядела гораздо более привлекательно, равно как и ее предложение зарегистрировать создаваемое СП в Ростове, что обещало местной экономике настоящий "золотой дождь". По прогнозу министерства финансов Ростовской области, в 2006 году СП собирается перечислить в казну свыше 1,5 млрд рублей акцизных сборов. Это особенно актуально в сегодняшней ситуации, когда остальные вертикально-интегрированные компании, работающие в донском регионе, платят налоги в Москве. При этом, как сообщили в минпроме РО, в ближайшее время ожидается подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между донскими властями и "ТНК-ВР". К слову, вышеописанные выше шаги ТНК-ВР тоже полностью соответствуют тактике характерной ВР.

"От успеха сотрудничества в рамках СП будет зависеть намерение "ТНК-ВР" применять этот опыт и в других регионах", -- подтвердили в ТНК-ВР. Другими словами, нельзя исключать, что мнение местных экспертов о намерении ТНК-ВР хитростью поглотить "Башнефть-юг" может оказаться ошибочным.

Формально сделка ТНК-ВР и "Башнефть-юг" по созданию СП антимонопольными органами еще не одобрена. Известно, что акционеры "ТНК-ВР" подали ходатайство в ФАС о регистрации сделки, так же известно, что отказа ими получено не было. В ТНК-ВР убеждены, что, если бы существовали причины для отказа, антимонопольщики бы вынесли запрет сразу. Соответственно разрешение на создание СП – вопрос времени.

 

За что боролись

Для ТНК-ВР создание СП "Башнефть юг", в свою очередь,  открывает очень выгодные перспективы. По словам исполнительного вице-президента ТНК-ВР Энтони Консидайна, "ТНК-BP" рассматривает "донской" проект интеграции как возможность выхода на рынок нефтепродуктов Краснодарского и Ставропольского краев, рассматривая этот рынок как наиболее приоритетный после Москвы и Санкт-Петербурга из-за наибольшей плотности автотранспорта на душу населения. "Совокупность макроэкономических показателей Ростова-на-Дону и Краснодара уникальна, поскольку данные города являются субъектами РФ, входящими в десятку наиболее привлекательных регионов по таким показателям, как численность населения городов и областей, а также количеству автомобилей. Кроме того, Брэнд "ТНК" на данный момент сильно позиционирован на рынке Ростовской области высоким качеством АЗС и операционными стандартами компании "Мегаполис", с которой мы успешно сотрудничали несколько последних лет", -- сказал г-н Консидайн. Таким образом, благодаря появлению СП "Башнефть ЮГ" у "ТНК-ВР" появится реальная розничная сеть покрывающая весь регион и имеющая возможности для расширения за счет влияния на его рынок.

В "ТНК-ВР" подчеркивают, что создание СП станет серьезным шагом на пути выстраивания производственной вертикали от добычи до розницы. Кроме того, близость ее НПЗ к обширной собственной розничной сети на перекрестке транспортных коридоров позволит снизить транспортные издержки и диверсифицировать при необходимости экспортные потоки нефтепродуктов.

К примеру, как заметили в бункерной компании "Лев", руководство "Башнефть-Юг" уже неоднократно выражало намерение выйти на рынок речной бункеровки. Сотрудничество с "ТНК-ВР", гарантирующей поставки дешевого топлива позволит компании вклиниться в тройку ведущих донских речных бункеровщиков ("Лев", "Донбункер", "Росмортранс-юг"), и, по мнению главного специалиста "Льва" Алексея Ерошенко, "держать рынок в своих руках". В ТНК-ВР эту версию не подтвердили, сославшись на то что пока ТНК-ВР развивала лишь морской бункер, однако и не опровергли, все-таки формирование СП еще в самом начале.

По мнению аналитиков, закрепиться на кубанском и ставропольском рынках ТНК-ВР будет не просто. Кубань традиционно входит в сферу интересов "Роснефти", а на Ставрополье давно хозяйничает "ЛУКОЙЛ". Вполне очевидно, что ни "Роснефть", ни "ЛУКОЙЛ" без боя свои позиции ТНУ-ВР не сдадут, а местные власти Краснодарского и Ставропольского края пока открыто демонстрируют им свое покровительство.

Тем не менее, стоит учесть, что симпатия Ставропольского и Краснодарского губернаторов к "ЛКОЙЛУ" и "Роснефти" не бескорыстна, поэтому считать проект экспансии ТНК-ВР в их регионы безосновательным было бы опрометчиво.

Как сообщили в администрации Краснодарского края, губернатор Александр Ткачев еще в прошлом году сделал попытку увлечь Сергея Богданчикова идеей строительства газоперерабатывающего завода Темрюкско-Ахтарской нефтегазоносной зоне с общей суммой инвестиций в $1 млрд. А ставропольский губернатор, по данным его пресс-службы, активно склоняет руководство "ЛУКойла" к строительству в Буденновске газохимического комплекса на территории "Ставролен". Сумма инвестиций в будденовский проект тоже предполагается не который не менее $1 млрд. Согласятся ли нынешние фавориты местных властей инвестировать их инициативы – вопрос. В ближайшие три года, судя по программе развития "ТНК Юг менеджемент", ТНК-ВР вряд ли будет спешить с выходом в соседние регионы. А за три года многое может перемениться.

 

БОКС

Детали

По данным УФАС по Ростовской области, основными поставщиками нефтепродуктов на Дон являются дочерние подразделения ВИНКов – "ЛУКойл", "ТНК-ВР", и "ЮКОС". На сегодняшний день на рынке Ростовской области преобладают независимые компании.  Наибольшие доли рынка принадлежат "ЮКОСу" (9%), "ЛУКОЙЛу" (7%) и "Ростовнефти" (4%). Основные объемы поставок легальных нефтепродуктов осуществляются с НПЗ Волгограда, Саратова, Уфы, Ярославля, Рязани, Астрахани, станицы Афипской (дизель). 

По расчетам руководства компании "Ростовнефтепродукт", в 2005 году доли на рынке региона распределяются следующим образом: "Мегаполис-ТНК" - 15,7%, "Ростовнефтепродукт" - 10,1%, "Башнефть-Юг" - 10,2%,  "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт" - 8,3%, ТД "ЮКОС-М" - 7,6%, "Инвестпром" - 6,7%, "Ростовнефть" - 4,5%. Мелкие операторы рынка занимают порядка 33%.

По оценке антимонопольщиков, динамика роста цен по итогам последних двух лет составила на бензин А-76 (80) в 2004 году по опту – 144%, по рознице – 142,3%; в 2005 году – 109,8% и 105,3% соответственно. По бензину АИ-92 в 2004 году по опту 129,1%, рознице – 128,3%; в 2005 году – 127,4% и 113,8% соответственно. По наиболее дорогому АИ-95 в 2004 году по опту 131,2%, рознице – 126,5%; в 2005 году – 118,9% и 112,5% соответственно.

Эксперты же сходятся во мнении, что на Дону начался процесс так называемой олигополизации, в ходе которого ожидается, что через какое-то время лишь несколько крупных ВИНКов будут владеть подавляющей частью его розничного и мелкооптового рынка ГСМ. В настоящий момент переговоры об интегрировании с "Газпромом" ведет еще один крупный оператор донского рынка нефтепродуктов компания "Инвестпром". Судя по ситуации с "Башнефть-Юг", исход переговоров сомнений не вызывает.

к содержанию номера Версия для печати

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

18.09.2021   "Газпром нефть" возобновила геологоразведку на арктическом шельфе
17.09.2021   Новые котельные Роснефти в Свердловской области вдвое снизят выбросы углекислого газа
17.09.2021   Юрий Борисов рассказал о развитии современных нефтеперерабатывающих заводов
16.09.2021   Нефтяные цены перешли к снижению
16.09.2021   Александр Новак оценил влияние урагана "Ида" на рынок нефти
16.09.2021   Минэнерго: Безуглеродные источники энергии заняли 40,8% в структуре российской генерации
15.09.2021   Нефтяные цены находятся на максимальных отметках за последние 6 недель
15.09.2021   "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть" заинтересованы в ведении акциза на пропилен
15.09.2021   "РН-Юганскнефтегаз" пробурил рекордную по протяженности горизонтальную скважину
15.09.2021   На Ямале планируется производить аммиак и построить хранилище для хранения углекислого газа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru