Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / 2004 год АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Переработка

Омский ставит на бензины

Октябрь 2004

В текущем году, "Сибнефть-ОНПЗ", одним из первых среди российских НПЗ приступивший к реконструкции своих мощностей, планирует завершить очередной ее этап и ввести в эксплуатацию усовершенствованный комплекс каталитического риформинга. В итоге, завод сможет рассчитывать на существенное увеличение объемов выпуска высококачественного автомобильного топлива, а так же постепенно привести его в соответствие с евро-стандартами. Учитывая особенности структуры "Сибнефти" можно предположить, что в большей степени оно будет ориентировано на внутренний рынок, что разумеется снижает доходность продаж. Однако, благодаря усилиям той же "Сибнефти" по формированию диверсифицированной сети АЗС – Омский НПЗ сможет выигрывать у конкурентов и перетягивать на себя часть их клиентуры за счет опережения по качеству топлива.

 

Омский НПЗ, как один из самых "молодых" в стране, изначально превосходил другие заводы по глубине переработки и ассортименту продукции. Чтобы укрепить преимущество на российском и обеспечить конкурентоспособность на западных рынках, в середине 1990-х, его руководство разработало программу реконструкции основных производственных комплексов ориентированную на повышение качества светлых нефтепродуктов при снижении их себестоимости.

Программа предусматривала формирование полного цикла вторичной переработки нефти: модернизацию установок каталитического крекинга, каталитического риформинга, а также строительство гидрокрекинга  и  гидроочистки. Однако, поскольку стоимость перечисленных проектов была высока, для их реализации требовалось несколько лет, а найти инвесторов готовых выделить столь значительную сумму на длительный срок было сложно, было принято решение реализовать программу в течение15 лет (до 2010 года): разбить ее на проекты с минимальными сроками окупаемости и тем самым обеспечить финансирование за счет собственных средств, краткосрочных западных кредитов и прибыли обеспеченной каждым предыдущим этапом.

 

Лучше меньше да лучше

Чтобы увеличить выход светлых нефтепродуктов, не прибегая к дополнительной загрузке завода нефтью, ОНПЗ сделал ставку, в первую очередь, на расширение возможностей комплекса каталитического крекинга, который обеспечивал производство светлых нефтепродуктов за счет переработки темных нефтепродуктов. В 1998 году он завершил реконструкцию вакуумной колонны одной из двух имеющихся установок кат.крекинга (КТ-1 мощностью 4 млн тонн в год), которая использовалась для глубокой переработки мазута, после чего отбор вакуумного газойля возрос до 58%. А в 2001 году -- завершил реконструкцию второй установки (43-103, мощностью 1,35 млн тонн в год), использовавшейся для переработки менее качественных вторичных продуктов (газойлей коксования и пр.) увеличив ее мощность до 1,8 млн тонн в год.

Выход светлых нефтепродуктов возрос при этом на 5%. А в целом, доля каталитического крекинга в общем объеме производства ОНПЗ увеличилась с 23,5% до 29%, что позволило сократить объем первичной переработки сырья (для производства одного и того же количества нефтепродуктов потребление нефти снизилось на 2,5 млн тонн в год.) сохранив себестоимость технологического цикла и объем производства светлых нефтепродуктов.

Поскольку сокращенные объемы переработки ОНПЗ теперь соответствовали объемам добычи "Сибнефти", компания смогла отказаться от дозагрузки завода нефтью сторонних производителей, что естественным образом повлекло за собой снижение себестоимости омских нефтепродуктов, обеспечить благоприятные условия для развития своей сбытовой сети как на розничном рынке Западной Сибири, так и в более отдаленных регионах и приступить к улучшению качества топлива.

По итогам 2003 года глубина переработки нефти ОНПЗ превысила 83%, объем переработки, по сравнению с 2002 годом, увеличился на 548 тыс.тонн и составил 13,8 млн тонн, из них выпуск светлых нефтепродуктов -- 68%.

 

Качественный переворот

К 2001 году ОНПЗ завершил строительство нового комплекса серно-кислого алкиллирования мощностью 150 тыс. тонн в год использовав оборудование приобретенное у французской инжиниринговой компании Technip, которое позволило увеличить объем переработки газа выделяющегося в процессе нефтепереработки, снизить содержание в бензинах ароматических углеводородов, приступить к выпуску промышленных партий бензина АИ-98А и обеспечить базу для дальнейшего увеличения производства высокооктановых бензинов. Проект реконструкции был разработан итальянской компанией "Евротехника" (Eurotechica), она же выступала в качестве подрядчика.

В тоже время, дальнейшее наращивание объема производства выскооктановых бензинов, и переход к выпуску новой продукции, было затруднено из-за устаревших технологий используемых на обеих имевшихся у завода установках каталитического риформинга. Мощность каждой из них составляла 600 тыс.тонн в год, что оказалось недостаточно для удовлетворения потребности в высокооктановых компонентах. К тому же обе установки приходилось периодически останавливать для регенерации катализатора (для восстановления свойств катализатора при закоксовывании), прерывая тем самым выпуск платформата (компонента необходимого для производства бензинов), что также отрицательно сказывалось на производстве.

Реконструкция комплекса каталитического риформинга значилась в планах завода еще несколько лет назад. В конце 1997 года был начат монтаж нового реактора обеспечивающего платформинг с непрерывной регенерацией катализатора, также приобретенный у "Евротехники", однако из-за отсутствия достаточного спроса на качественную продукцию реконструкция риформинга была отложена.

 

Хороших бензинов должно быть много

Со временем, спрос на высококачественные бензины рос, реконструкция  риформинга стала для ОНПЗ уже насущной потребностью, поэтому в 2003-2004 годах ОНПЗ вновь вернулся к проекту предложенному "Евротехникой".

В качестве "базы" проекта была выбрана одна из двух имеющихся установок Л-35-11/1000. После завершения реконструкции ее мощность позволит перерабатывать миллион тонн  прямогонного бензина в год.

По словам главного инженера ОНПЗ Олега Белявского, установка, по сути,  отстраивается заново – помимо наращивания ее мощности итальянцы заложили в проект множество ноу-хау. В частности, технологию быстрого восстановления катализатора обеспечивающую большую производительность и эффективность. Часть оборудования  "старой" установки удалось использовать в новом проекте, что позволило заводу сэкономить значительные средства и продолжать его эксплуатацию в процессе строительства.

Сейчас выполнено уже 90% от запланированного объема работ: установлен реакторный блок, насосно-компрессорное, печное,  теплообменное и прочее оборудование, а также смонтирована современная система управления технологическим процессом Advant. К декабрю, планируется завершить индивидуальные и комплексные испытания и с июля 2005 года установка приступит к работе.

После ввода ее в эксплуатацию ОНПЗ сможет приступить к выпуску бензинов АИ-98 и "98-супер", а так же, получит возможность и далее, увеличивать их октановое число до 102 и выше (пока пределом является 115), совершенствовать рецептуру приготовления бензинов, вовлекая в них меньшее количество дополнительных компонентов и увеличить объем производства высокооктановых бензинов не менее чем на 20%. Планируется, что их доля в общем объеме производства бензинов составит 70 % (сейчас – около 50%).

 

Еще не все завершено

Для завершения перехода на выпуск топлива соответствующего регулярно ужесточающимся евростандартам, к 2010 году, ОНПЗ готовится провести ряд дополнительных технологический преобразований предусмотренных концепцией его переоснащения. В частности, для совершенствования фракционного состава бензина, каталитический реформинг будет дополнен установкой изомеризации легкой нафты, которая будет построена на базе второй "старой" установки рефирминга мощностью 600 тыс.тонн.

Для снижения содержания серы в бензинах намечено строительство нового блока гидроочистки сырья на установке 43-103 и на установке гидроочистки вакуумного газойля. Возведение нового комплекса ЛК-8У позволит вывести из эксплуатации несколько устаревших мощностей и освоить технологические процессы для производства топлива в соответствии со стандартами Евро-3 и Евро-4.

 

Кнут и пряник для розницы

Вполне естественно, что успех реконструкции ОНПЗ зависит от способности "Сибнефти" обеспечить сбыт его новой продукции.

Доля экспорта омских бензинов на данном этапе не велика и носит только сезонный характер. Очевидных предпосылок для ее существенного увеличения после улучшения качества топлива не просматривается. Во-первых, потому что ОНПЗ географически удален от экспортных рынков, что снижает конкурентоспособность его бензинов по цене при транспортировке на дальние расстояния. А во-вторых, его прямыми конкурентами являются расположенные ближе к границам "родственные" Московский и Ярославский НПЗ, к управлению которыми "Сибнефть" имеет доступ в качестве акционера. В Московском НПЗ "Сибнефти" принадлежит 38% акций, а управление Ярославским НПЗ, реконструкция которого мало чем отличается от реконструкции ОНПЗ и также находится в завершающей стадии, ТНК и "Сибнефть" управляют совместно. Иначе говоря, если "Сибнефть" не обеспечит сбыт новых марок омских бензинов на внутреннем рынке, то ожидать увеличении их доли в объемах производства ОНПЗ не стоит.

По мнению экспертов, продать в России бензины произведенные по евро-стандартам, на данном этапе малореально – потребители предпочитают более дешевое хоть и менее экологически чистое топливо. Для массового производства бензинов категории "евро" ОНПЗ придется подождать более благоприятного времени -- пока не подойдет срок ужесточения внутрироссийских стандартов. А пока – рассчитывать лишь на наращивание объемов производства высокооктановых "92-го", "96-го", "98-го" и им подобных.

В России основными конкурентами ОНПЗ являются "соседние" Пермский НПЗ и Башнефтехимзаводы, находящиеся в 1500 км к западу от Омска, и "юкосовский" Ачинский НПЗ расположенный в 1200 км к востоку. Из них, высококачестенные бензины пока способен выпускать только Пермский завод, поэтому конкуренция за счет качества в ближайшей перспективе выглядит незначительной.

С одной стороны – для ОНПЗ это разумеется "плюс", но с другой – довольно существенный "минус", поскольку у основной массы потребителей сохраняется выбор – высокое качество или низкие цены. Разумеется, ничто не помешает ОНПЗ удерживать качество своих бензинов в соответствии с "фоном", однако такое решение не оправдывало бы затраты на его реконструкцию.

Учитывая структуру розничной сети "Сибнефти" можно предположить, что препятствие в виде отстающих заводов более-менее преодолимо. Дело в том, что параллельно с реконструкцией ОНПЗ "Сибнефть" активно занималась формированием розницы как на прилегающих к нему территориях, так и на удаленных -- "подконтрольных" заводам других компаний. В частности -- в Алтайском крае, Свердловской и Иркутской области. Кроме того, в 2002 году "Сибнефть" учредила два новых сбытовых предприятия – "Красноярскнефтепродукт" и Томскнефтепродукт, а чуть позже выкупила "Тюменнефтепродукт" у ТНК. Таким образом, количество ее региональных сбытовых предприятий возросло с одного до одиннадцати. Общее количество АЗС "Сибнефти" теперь составляет около 1200, что обеспечивает ее долю "Сибнефти" на упомянутых рынках от 30% до 60%, в то время как доля изначально принадлежащего ей "Омскнефтепродукта" (в Омской области) возросла до 70%.

Вполне очевидно, что распыление каждой новой марки омских бензинов по регионам малыми партиями, как минимум, обеспечит "перевоспитание" традиционных покупателей без сокращения клиентской базы. И как максимум – превращается в "игру на опережение" обеспечивая перетягивание новых клиентов от конкурирующих компаний, что даже в условиях нерастущего поребления топлива вполне обеспечивает  возможность для  наращивания объемов производства новых бензинов.

 

БОКС1

Энергосбережение

Все оборудование, внедрение которого осуществляется на ОНПЗ, предусматривает использование энергосберегающих технологий. Но чтобы дополнительно снизить себестоимость готовой продукции -- ОНПЗ переориентировал производство на частичное потребление собственной энергии. С этой целью реконструированы установки для сжигания избыточного топливного газа, а котлы утилизаторов переоборудованы для выработки собственного водяного пара, что в целом позволило обеспечить около 60% потребностей завода в энергии.

 

БОКС2

Экологический вектор

Модернизация заводских объектов проводится с учетом экологический требований.

В текущем году планируется завершить обновление печи на установке АТ-9.

В товарном производстве начнется строительство установки тактового налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны. При этом будет обеспечен "дозированный" учет в процессе отгрузки продукции потребителям и герметичность".

Вместе с тем, ОНПЗ проводит программу сокращение вредных выбросов в атмосферу. За последние пять лет количество промстоков сократилось примерно на 50% благодаря их очистке и повторному использованию воды на технологических объектах. Как следствие -- сократился забор воды из Иртыша.

Рекультивация двух секций буферных прудов намечена на 2005 год, однако в текущем году они уже выведены из технологической схемы.

 

к содержанию номера Версия для печати

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

18.09.2021   "Газпром нефть" возобновила геологоразведку на арктическом шельфе
17.09.2021   Новые котельные Роснефти в Свердловской области вдвое снизят выбросы углекислого газа
17.09.2021   Юрий Борисов рассказал о развитии современных нефтеперерабатывающих заводов
16.09.2021   Нефтяные цены перешли к снижению
16.09.2021   Александр Новак оценил влияние урагана "Ида" на рынок нефти
16.09.2021   Минэнерго: Безуглеродные источники энергии заняли 40,8% в структуре российской генерации
15.09.2021   Нефтяные цены находятся на максимальных отметках за последние 6 недель
15.09.2021   "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть" заинтересованы в ведении акциза на пропилен
15.09.2021   "РН-Юганскнефтегаз" пробурил рекордную по протяженности горизонтальную скважину
15.09.2021   На Ямале планируется производить аммиак и построить хранилище для хранения углекислого газа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru