Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Октябрь 2013

к содержанию номера Версия для печати

Мазут как топливо

Известно, что мазут широко используется как котельное топливо для выработки электрической энергии на ТЭС и крупных промышленных предприятиях, для обогрева производственных и жилых помещений, как технологическое топливо в некоторых производственных процессах и на НПЗ, а также как основной вид судового топлива - флотский мазут.

 

Известно, что мазут широко используется как котельное топливо для выработки электрической энергии на ТЭС и крупных промышленных предприятиях, для обогрева производственных и жилых помещений, как технологическое топливо в некоторых производственных процессах и на НПЗ, а маловязкие мазуты применяются как основной вид судового топлива на крупных морских судах -- флотский мазут. Кроме того, отдельные сорта мазута используются в ограниченных масштабах и на железнодорожном транспорте. Следует сказать, что, не считая ограниченного применения мазута на нужды нефтехимии, практически весь мазут -- в силу своей доступности и относительной дешевизны (прежде он вообще рассматривался как побочный, бросовый продукт нефтепереработки) -- так или иначе, используется в качестве топлива.

Низшая теплота сгорания топлива в воздухе

Вид топлива

 Средние значения теплоты сгорания, МДж/кг 

Водород

120,9

Ацетилен

56,9

Метан

50,1

Этилен

48,0

Пропан

47,54

Бензин

44-42

Дизельное топливо

42,7

Нефть

41

Керосин

40,8

Мазут

39,2

Бытовой газ

31,8

Древесный уголь

31

Условное топливо

29,308 (7000 ккал)

Спирт этиловый

30

Метанол

22,7

Каменный уголь

22---29,3

Топливные брикеты

19---20,5

Бурый уголь

15---14,7

Дрова (березовые, сосн.)

10

Порох

14,88

Торф

8,1---15


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/удельная теплота сгорания

В отличие от топочного мазута флотские мазуты имеют более низкую вязкость, температуру застывания, зольность и теплотворность. Они получаются смешением остаточных нефтепродуктов (мазут, гудрон, тяжёлые газойли вторичных процессов) и дизельных фракций, как прямогонных, так и вторичного происхождения, и могут сжигаться в судовых котельных и использоваться как моторное топливо для малосреднеоборотных дизелей и топливо для газотурбинных установок. Поскольку мазут обладает повышенной вязкостью, которая предполагает подогрев мазута перед его непосредственным использованием, его нельзя практически применять на судах маломерного флота (яхты, катера, гидроциклы, моторные лодки, небольшие теплоходы и т. п.)

Немного истории

До начала Первой мировой войны большинство крупных морских судов работало на угле и пару. Но в 1911 г. Уинстон Черчилль, в свою бытность Первым лордом британского Адмиралтейства, принял историческое решение о переводе ВМФ страны с угля на мазут и тем самым существенно повысил боеспособность британских кораблей, открыв новую страницу в истории использования мазута.

Что же касается использования мазута на железнодорожном транспорте, то он стал внедряться на железных дорогах сразу после Первой мировой войны, но не получил здесь такого признания, как более удобное дизельное топливо.

Современная ситуация

Мировое производство мазута достигло годового максимума (почти 13,503 кбарр./сут, или свыше 741 млн т) в 1990 г. и сократилось до 9,56 кбарр./сут (менее 523 млн т) в 2011 г.

 

Динамика мирового производства мазута в 1986---2011 гг., в кбарр./сут


Источник: www.indexmundi.com/energy.aspx?product=residual-fuel-oil&graph=production

В 2012 г. в мире было произведено и потреблено порядка 30, 4 млн барр./сут (около 1,4 млрд т) транспортного горючего, около 8% которых (или порядка 110 млн т) пришлось на мазут --- почти исключительно в форме судового топлива.

Хотя доля мазута в мировой выработке электроэнергии в недавнем прошлом быстро снижалась (с 23% в 1977 г. до 7% в 2001 г.), сейчас она составляет лишь немногим менее 6% и, по прогнозам МЭА, навряд ли составит менее 6---7% к 2025 г.

Экологические аспекты

Известно, что мазут отличается повышенным содержанием серы. Так, сжигание мазута сопровождается выбросами в атмосферу 1,7---4,5 весовых процентов окислов серы, а марин-дизеля -- только 0,2% по весу (что само по себе тоже много).

В исследовании, проведённом представителями университетов штата Делавер и Дьюка (штат Северная Каролина), утверждается, что ежегодно в мире умирает до 60 тыс. человек из-за сернистых выбросов в атмосферу над акваториями. Прослеживается тесная зависимость между наиболее высокими темпами роста опасной концентрации сернистых веществ в атмосфере и наиболее оживлёнными судоходными линиями.

В связи с этим Всемирная морская организация (IMO) в 1973 и 1978 гг. приняла соответствующие поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения атмосферы над океаном (MARPOL), ограничивающие выбросы сернистых веществ морскими судами и известные как MARPOL 73/78 Приложение VI, и впоследствии установила районы жёсткого контроля над такими выбросами (Sulphur Emission Control Areas, или сокращенно SECAs). В Европе первым из таких районов в 2006 г. стало Балтийское море, к которому в 2007 г. были добавлены акватории Северного моря и пролива Ла-Манш. Теперь такие районы называются ЭКА (ECAs), поскольку в будущем контроль может распространиться и на другие, помимо серы, типы вредных выбросов.

В 2010 г.  IMO ужесточила свои требования по максимальным выбросам серы.

Требования IMO  по ограничению окислов серы в выбросах над акваториями в 2011---2031 гг.



Источник: Semolinos, P., Gunnar Olsen, G., Giacosa, A. LNG as Marine Fuel:  Challenges to overcome. -- P.: Total, 2010, p.4 


Экономика

Возьмём для сравнения нефтяной танкер мощностью 15 300 кВт, работающий на IFO 380, и морской полуконтейнеровоз мощностью 920 кВт, использующий морской газойль, и увидим, что удельные затраты на их эксплуатацию в расчёте на единицу потребляемой энергии заметно больше у последнего и превышают 15 евроцентов/кВт ч при ценах на судовое топливо, превалировавших в 2012 г.

Перспективы

Мазут -- единственный основной нефтепродукт, мировой спрос на который будет продолжать падать с 8,8 млн до 6,3 млн барр./сут в период 2012---2035 гг. в соответствии с последней прогнозной оценкой специалистов ОПЕК.

Спрос на мазут должен упасть как под влиянием конкуренции со стороны ПГ в сфере выработки электрической энергии, так и в результате последовательного замещения мазута марин-дизелем в секторе морского транспорта под влиянием всё более жёстких экологических требований IMO.

По прогнозной оценке аналитического подразделения тайской национальной нефтегазовой компании ПТТ, сделанной в октябре 2012 г., мировой спрос на мазут в 2013 году сократится по сравнению с 2012 г. на 50 кбарр./сут (свыше 2,7 млн т/г).

 

Ожидаемая динамика мирового спроса на мазут и другие нефтепродукты в 2011---2035 гг., в млн барр./сут


Источник: World Oil Outlook 2012. -- Vienna: OPEC, 2012, р.15



Прогнозируемая динамика мирового спроса на мазут и другие нефтепродукты в 2010---2035 гг., в млн барр./сут



Источник: World Oil Outlook 2012. – Vienna: OPEC, 2012, р.147


Хартуков Е.М. Профессор МГИМО МИД России, генеральный директор Центра нефтегазового бизнеса (CPBS), руководитель Группы анализа и прогнозирования мирового энергосырьевого рынка (GAPMER), док. экон. наук

к содержанию номера Версия для печати

ЗИМА-2022

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

23.09.2022   Ситуацию на мировом нефтяном рынке обсудили Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии
23.09.2022   Минфин РФ предлагает повысить нефтегазовые доходы бюджета за счет повышения экспортной пошлины на трубопроводный газ, изъятия допдоходов производителей СПГ и других мер
23.09.2022   "Газпром нефть" будет развивать производство роторных управляющих систем и флотов ГРП
23.09.2022   Нефтяные цены теряют более 3%
23.09.2022   Правительство России запросило предложения по импортозамещению ПО для нефтегаза
23.09.2022   В России предлагают больше потреблять нефтехимического сырья
23.09.2022   Частичная мобилизация в РФ не затронет отдельные категории работников IT-сферы и СМИ
23.09.2022   "Газпром нефть" первой в России начала заправку судов сжиженным природным газом
23.09.2022   В Минобороны разъяснили порядок проведения частичной мобилизации граждан России
23.09.2022   Минэнерго РФ прокомментировало фейк из Telegram о повышенном коэффициенте для мобилизованных
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2022
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru