Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март-апрель 2008

к содержанию номера Версия для печати

Юг увлекся локальной переработкой

О намерении построить в 2007 году мини-НПЗ на территории ЮФО заявили сразу три оператора местного рынка: "Исток", "Аметист" и "Моторное топливо". Каждый из них мотивирует целесообразность собственного проекта дефицитом топлива в регионе и возрастающим рынком сбыта.
По мнению экспертов, беседовавших с "ТР", развитие в ЮФО малотоннажной переработки может быть действительно эффективно. Здесь серьезно развита инфраструктура, проходят основные экспортные маршруты, а близость к "трубе" существенно упрощает задачу обеспечения производства сырьем. При этом южнороссийский топливный рынок высококонкурентен: розничные операторы заинтересованы в независимости от ВИНК, что обеспечивает новым заводам практически гарантированный спрос на производимую ими продукцию.

 

"Исток" углубляет

Наиболее амбициозный проект малотоннажной переработки на юге России принадлежит осетинским "водочникам". Руководство "Истока", ссылаясь на опыт марийских коллег, уже не первый год заявляет о намерении аналогично диверсифицировать бизнес. ("Русской винно-водочной компании" (бренд "Флагман") принадлежит Марийский НПЗ мощностью 1,25 млн. тонн в год, который выпускает прямогонный бензин, дизельное топливо, мазут, керосин и атмосферный газойль).

В 2000 году аффилированная с "Истоком" компания General Oil приобрела в Канаде оборудование для НПЗ. До этого оно эксплуатировалось в течение 9-10 лет. Как пояснили в компании, будущий завод мощностью 1,5 млн. тонн в год обеспечит глубину переработки нефти до 95% и будет выпускать 673 тыс. тонн высокооктанового бензина по стандартам "Евро-3", 220 тыс. тонн авиакеросина, 360 тыс. тонн дизельного топлива и 135 тыс. тонн мазута. Стоимость строительства, которое должно продлиться 16-18 месяцев, собственники оценивают в 4,5 млрд. рублей ($150 млн.).

В 2006 году "Исток" уже объявлял открытый тендер на строительство НПЗ в Краснодарском крае, однако ни подрядчики, ни площадка не появились. В 2007 году "водочники" пошли дальше и 31 января закончили прием заявок для желающих поучаствовать в тендере. К рассмотрению принимались заявки претендентов с годовым объемом строительно-монтажных работ в размере не менее 1,5 млрд. рублей в течение трех последних лет. Предполагается, что будущий завод построят в Тихорецке при поддержке кубанских властей, заинтересованных в появлении независимого производителя, не связанного с капризами ВИНК для ликвидации дефицита нефтепродуктов.

Под строительство уже выделен участок площадью 250 га и подготовлена проектно-сметная документация. На этот раз НПЗ планируется возвести за 2,5 года. Предварительная стоимость проекта оценивается в 8,75 млрд. руб. ($350 млн.).

 

"Аметист" думает о себе

Одновременно с "Истоком" намерение строить НПЗ мощностью 500 тыс. тонн в год в селе Белая Глина высказало руководство кубанского оператора ГК "Аметист", владеющего в Белоглинском районе Краснодарского края сетью из 5 АЗС, нефтебазой, парком бензовозов, а также гостиничным комплексом и аквапарком. "Аметист" собирается выпускать в год 55 тыс. тонн бензина Аи-98 и Аи-92, 100 тыс. тонн Аи-80, 265 тыс. тонн дизельного топлива и около 45 тыс. тонн в год мазута "Евро-3" и "Евро-4". Продавать топливо он планирует в пределах Краснодарского и Ставропольском краев, в частности в Ростовской области на собственных АЗС. Стоимость проекта оценивается в 1,25 млрд. руб. (около $50 млн), срок окупаемости - 2 года.

В районной Администрации "ТР" сообщили, что специально под этот проект ею была учреждено ООО НПЗ "Белоглинский". Инвестор уже завершил оформление отвода земли и разработку проектной документации. Площадь застройки НПЗ составит около 6,8 га, начало строительных работ намечено на апрель 2008 года, ввод в эксплуатацию - на 2010 год.

По оценкам начальника отдела маркетинга группы компаний "Эксперт" Татьяны Овсянниковой, рентабельность завода составит порядка 30%. При условии продажи топлива на собственных АЗС результативность работы компании повышается на 8–10%.

В краевом Департаменте ТЭК "ТР" сообщили, что проект "Аметиста" существенно не повлияет на ситуацию на топливном рынке юга России. В частности, в 2006 году объем переработки принадлежащего "Роснефти" Туапсинского НПЗ составил 4 млн. тонн, а после модернизации возрастет до 12 млн. тонн, Афипского НПЗ (входит в "Объединенную нефтяную группу" "Базэла") - 2,5 млн тонн, Краснодарского НПЗ "РуссНефти " - 3,5 млн. тонн.

 

"Моторное топливо" "зеленеет"

О планах строительства мини-НПЗ мощностью 200 тыс. в год в промышленной зоне волгодонского завода "Атоммаш" сообщила и компания "Моторное топливо" (принадлежит ряду физических и юридических лиц из Волгодонска и Москвы)

По словам ее генерального директора Владимира Лазарева, побудительным мотивом стала смерть его друга, заболевшего раком легких в "атомном" городе, "атмосфера которого загрязнена на 91,7% автомобильными выхлопами".

В честь памяти друга г-н Лазарев счел своим долгом обеспечить выпуск максимально чистых нефтепродуктов. Он отказался от возможности использования "лукойловской" высокосернистой нефти Северного Каспия в пользу легкой Западно-Сибирской нефти и газового конденсата не содержащих серу и парафин. Его поставщиками готовы выступить тюменские и уренгойские "дочки" "Газпрома". Печи НПЗ будут работать на газе, что обеспечит экологичность самого производства. Технологическое оборудование для переработки поставит смоленский "Промтехмонтаж".

Ожидается, что с осени 2008 года завод приступит к ежегодному выпуску до 100 тыс. тонн бензина Аи-92, Аи-76 (стандарт "Евро-2"), 10-15 тыс. тонн керосина, по 30-35 тыс. тонн дизельного и печного топлива, 15-20 тыс. тонн мазута. Объем производства будет варьироваться в зависимости от поставок сырья и заявок потребителей. Качество выпускаемой продукции проконтролирует английская лаборатория.

ТЭО проекта, ориентировочной стоимостью 500 млн. руб., в настоящее время находится в стадии разработки. Весной начнется строительство, в октябре - монтаж оборудования. По расчетам проектировщиков, первая продукция будет выпущена в текущем году, а на проектную мощность завод выйдет через три года. В качестве основных потребителей топлива выступят местные сельхозпроизводители и волгодонские АЗС. "Это будет первый из 18 мини-заводов, строительство которых запланировано в Ростовской области и Ставропольском крае, - сказал "ТР" г-н Лазарев. - Проект существовал еще в советское время, но тогда его разработчиками выступали институты Баку и Грозного.

Проект уже прошел общественные слушания и единогласно одобрен. В мэрии Волгодонска подчеркнули, что его реализация позволит создать в городе 110 рабочих мест со средней зарплатой 20 тыс. руб. А сомнения экспертов, беседовавших с "ТР", вызывает лишь названный объем капитальных вложений. Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Тимур Хайруллин полагает, что для выпуска "евро-2" "Моторному топливу" потребуется вдвое больше средств, чем заявленные 500 млн. руб. Директор аналитической службы ФК "Открытие" Халиль Шахмаметьев оценил стоимость переработки одной тонны нефти в $200-300. По его мнению, руководству "Моторного топлива" потребуется вложить в проект не менее 2 млрд. руб.


к содержанию номера Версия для печати

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

24.09.2021   Что дает посещение выставки GasSuf 2021 в октябре в МВЦ "Крокус Экспо"?
24.09.2021   Нефть дешевеет в рамках коррекции
24.09.2021   СИБУР и ТАИФ согласовали условия создания объединенной компании
24.09.2021   Газпром нефть намерена создать первое российское биотопливо для авиации
24.09.2021   Каталитические технологии добычи и переработки тяжелой нефти стали темой форума в Казани
24.09.2021   Татарстанские нефтяники приступили к строительству шинного производства в Казахстане
24.09.2021   Крупнейший трейдер прогнозирует подорожание нефти до 80 долларов
24.09.2021   На магистральном нефтепродуктопроводе Омск-Москаленки реконструируют участок перехода через реку Иртыш
24.09.2021   Нефть продолжает прибавлять в цене
24.09.2021   Первый арктический карбоновый полигон появится на Ямале
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru