Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

ОНПЗ ПОТОРОПИЛСЯ

Осенью 2005 года "Сибнефть-ОНПЗ" (ОНПЗ) ввел в эксплуатацию усовершенствованный комплекс каталитического риформинга. Таким образом, завод получил возможность увеличить выпуск высокооктановых бензинов на 20% и расширить их ассортимент. Топливо ОНПЗ, в большей степени, ориентировано на внутренний рынок. Но спрос на бензины высокого качества, в регионах где "Сибнефть" имеет сбытовые подразделения, мал и растет очень медленно. Конкуренция ОНПЗ с соседними заводами достаточно жесткая, поэтому весьма вероятно, что структура объемов производства бензинов в ближайшее время существенно не изменится.

 

 

По мере роста спроса на высококачественные бензины Омский ОНПЗ дважды брался за реконструкцию установок каталитического риформинга. В феврале 1996 года был начат монтаж реактора для обеспечения платформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Однако, по решению руководства завода, реконструкция была заморожена.

Со временем, наращивание объема производства и переход к выпуску более качественной продукции стали затруднены. Мощностей двух имеющихся установок риформинга стало недоставать для удовлетворения потребности в высокооктановых компонентах. К тому же их приходилось периодически останавливать для регенерации катализатора, прерывая тем самым выпуск платформата -- компонента необходимого для производства бензинов.

В 2003 году ОНПЗ вернулся к проекту и осенью 2005 года завершил реконструкцию. В итоге была полностью обновлена установка Л-35-11/1000 мощностью 1 млн. т. в год, состоящая из блоков гидроочистки и каталитического риформинга. Ее эксплуатация обеспечивает производство риформата с октановым числом до 102.

Владельцем лицензии на процесс платформинга с непрерывной регенерацией катализатора является американская ЮОПи. Проектировщиком платформинга выступила итальянская "Евротехника". Проектировщиком блока гидроочистки -- "Омснефтехимпроект".  Оборудование на объект поставляли NUOVO PIGNONE, MANNESMAN, ABB и российские производители. Монтаж вел омский "ОМУС-1". Стоимость строительства составила около $110 млн.

По словам главного инженера ОНПЗ Олега Белявского, помимо наращивания мощности установки итальянцы заложили в проект множество ноу-хау. В частности, технологию быстрого восстановления катализатора обеспечивающую большую производительность и эффективность. Кроме того, межремонтный пробег установки Л-35-11/1000 увеличится до 2-3 лет, а ее эксплуатация позволяет остановить для реконструкции вторую установку риформинга Л-35-11/600.

 

Новые бензины

Реконструированная установка Л-35-11/1000 позволяет ОНПЗ увеличить выпуск компонента высокооктановых бензинов на 300 тыс.т./год, а высокооктановых  бензинов -- более чем на 100 тыс.т./год. Как следствие, объем их производства может быть увеличен на 20%, что составляет 70% от общего объема производства бензинов. В частности, это станет возможным за счет наращивания объемов выпуска бензина А-98 "Супер" и расширения ассортимента продукции марок "Супер" и "Премиум". А октановое число бензинов может быть повышено до 102 и выше (пока пределом является 115).

Завод, на данном этапе, имеет практически полный набор "бензиновых" процессов, что обеспечивает равномерное распределение качественных показателей (в частности октановые характеристики) по всему фракционному составу. Бензины являются фактически  реформулированными.

При их приготовлении используется широкий ряд бензиновых компонентов от легкокипящих фракций (типа МТБЭ, изопентана, прямогонных фракций нк-85) до высококипящих (типа ароматических веществ С8 с комплекса производства ароматики) наряду с компонентами широкого фракционного состава – бензинов установок крекинга, риформинга, алкилации и различными октановыми числами: от низкооктановых прямогонных бензинов до высокооктановых бензинов риформинга, алкилации, ароматических соединений типа ксилолов и толуола.

Наличие большого числа компонентов с различными качественными характеристиками позволяет производить бензины со сбалансированным фракционным составом и относительно одинаковым по фракциям бензина октановым числом, что обуславливает устойчивую работу двигателя как при его пуске, так и после прогрева.

В сравнении с бензинами других производителей, при одинаковых показателях качества, омское топливо теперь имеет некоторые преимущества. В бензинах ОНПЗ отсутствуют антидетонаторы на основе металлоорганических соединений (марганца, железа), что исключает отложение оксидов металлов в камере сгорания двигателя.

Кроме того, отсутствуют антидетонаторы в виде спиртов, бензины с наличием которых, обладают склонностью к расслаиванию и потере потребительских свойств при хранении. А посредством использования при их приготовлении больших количеств компонентов не содержащих олефиновые углеводороды обеспечивается высокая химическая стабильность, которая препятствует образованию смолистых соединений (продуктов окисления) при их хранении и препятствует нагарообразованию в двигателях.

 

Сбыт буксует

Несмотря на высокие технические достижения ОНПЗ, вполне очевидно, что успех его реконструкции зависит от способности "Сибнефти" обеспечить сбыт новой продукции.

Доля экспорта омских бензинов на данном этапе не велика и носит только сезонный характер. Очевидных предпосылок для ее увеличения пока не просматривается. Во-первых, потому что ОНПЗ географически удален от экспортных рынков, что снижает конкурентоспособность его бензинов по цене при транспортировке на дальние расстояния. А во-вторых, его прямыми конкурентами являются расположенные ближе к границам Московский и Ярославский НПЗ, к управлению которыми "Сибнефть" имеет доступ в качестве акционера. Иначе говоря, если "Сибнефть" не обеспечит сбыт новых марок омских бензинов на внутреннем рынке, то ожидать увеличении их доли в объемах производства ОНПЗ не стоит.

Параллельно с реконструкцией ОНПЗ "Сибнефть" действительно пыталась расширить собственную сбытовую сеть как на прилегающих к нему территориях, так и на удаленных -- "подконтрольных" заводам других компаний. По словам представителей "Сибнефти" бензины АИ-96 и Супер-98 уже удается продавать во всех городах где компания имеет собственные сбытовые подразделения (Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Кемерово, Тюмень, Барнаул и др.). Исключение составляет только московская область куда АИ-98 поставляется с ЯНОСа.

Вместе с тем, стоит учесть, что на российском рынке ОНПЗ тоже приходится работать в конкурентных условиях. Основными конкурентами ОНПЗ являются "соседние" Пермский НПЗ, Башнефтехимзаводы, находящиеся в 1500 км к западу от Омска, и Ачинский НПЗ расположенный в 1200 км к востоку. Пермский НПЗ и башкирский "Салаватнефтеоргсинтез" уже способны выпускать высококачественные бензины, поэтому конкуренция за счет качества довольно серьезная.

За 10 месяцев 2005 года на ОНПЗ было произведено 3,9 млн. тонн бензина, но их ассортимент остался на уровне 2004 года. Доля выпуска бензинов АИ-92; АИ-96 и Супер 98, в сумме, возросла на 14%. При этом, по словам представителей "Сибнефти", производство новых марок "Супер" и "Премиум" определяется спросом, а спрос пока растет очень медленно. По данным ОНПЗ за 10 месяцев 2005 года наиболее востребован бензин АИ-92. Объем его производства, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, увеличился на 50,5%, в то время как АИ-96 – на 10,1%, а Супер-98 – лишь на 1%.

 

БОКС

Еще не все завершено

К реконструкции основных производственных комплексов, ориентированных на повышение качества светлых нефтепродуктов, ОНПЗ приступил в конце 1990-х. Программа предусматривала формирование полного цикла вторичной переработки нефти: модернизацию установок каталитического крекинга, каталитического риформинга, строительство гидрокрекинга  и гидроочистки.

Чтобы увеличить выход светлых нефтепродуктов, не прибегая к дополнительной загрузке завода нефтью, ОНПЗ расширил  комплекс каталитического крекинга. В 1998 году ОНПЗ завершил реконструкцию вакуумной колонны одной из двух имеющихся установок кат.крекинга (КТ-1 мощностью 4 млн тонн в год), которая использовалась для глубокой переработки мазута, после чего отбор вакуумного газойля возрос до 58%. А в 2001 году -- завершил реконструкцию второй установки (43-103, мощностью 1,35 млн тонн в год), использовавшейся для переработки менее качественных вторичных продуктов (газойлей коксования и пр.) увеличив ее мощность до 1,8 млн тонн в год.

К 2001 году на ОНПЗ был построен новый комплекс серно-кислого алкиллирования мощностью 150 тыс. тонн в год с использованием оборудования приобретенного у французской инжиниринговой компании Technip. Оно позволило увеличить объем переработки газа выделяющегося в процессе нефтепереработки, снизить содержание в бензинах ароматических углеводородов, приступить к выпуску промышленных партий бензина АИ-98А и обеспечить базу для дальнейшего увеличения производства высокооктановых бензинов. Проект реконструкции разрабатывала итальянская "Евротехника" (Eurotechica), она же выступала в качестве подрядчика.

Для завершения перехода на выпуск топлива соответствующего ужесточающимся евростандартам ОНПЗ готовится к 2010 году провести ряд дополнительных технологический преобразований. В частности, для совершенствования фракционного состава бензина, каталитический реформинг будет дополнен установкой изомеризации легкой нафты, которая будет построена на базе второй "старой" установки реформинга мощностью 600 тыс.тонн.

Для снижения содержания серы в бензинах намечено строительство нового блока гидроочистки сырья на установке 43-103 и на установке гидроочистки вакуумного газойля. Возведение нового комплекса ЛК-8У позволит вывести из эксплуатации несколько устаревших мощностей и освоить технологические процессы для производства топлива в соответствии со стандартами Евро-3 и Евро-4.

 

к содержанию номера Версия для печати

ОСЕНЬ-2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

20.10.2021   Антон Силуанов пообещал разобраться с налоговыми издержками ЛУКОЙЛа в Коми
20.10.2021   Газпром нефть планирует увеличить объемы эксплуатационного бурения на 50%
20.10.2021   Введенный в Москве домашний режим затронет 2,5 миллиона человек
20.10.2021   Владимир Путин одобрил предложение об объявлении нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября
20.10.2021   На Украине предупредили об энергетической катастрофе
20.10.2021   Блумберг: Россия в сентябре еще снизила поставки нефти в Китай
20.10.2021   Цены на нефть снижаются после роста накануне
20.10.2021   Юрий Борисов об импортозамещении и конверсии
20.10.2021   Нефть дешевеет на данных из США
20.10.2021   Глава "Росгеологии" назвал сроки, когда закончится нефть
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru