Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / март 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

Переработка

ГРИГОРИЙ ЭЛЬКИН:"Введение норм более высокого класса не возбраняется"

Интервью с руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Одной из наиболее актуальных проблем на топливном рынке остается противоречие между действующими и разрабатываемыми техрегламентами топливного рынка, их серьезное отставание от европейских стандартов и слабый контроль за их исполнением. Текущую ситуацию и перспективы ее изменения комментирует Григорий Элькин, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

 

Каковы приоритеты Агентства на 2006 год?

Федеральный закон "О техническом регулировании" сместил приоритетные направления работ по стандартизации, в том числе нефтепродуктов. На первый план вышли работы по стандартизации, направленные на создание доказательной базы соблюдения требований технических регламентов. На втором — остаются работы по гармонизации фонда отечественных стандартов с международными, региональными и страновыми.

В настоящее время действуют три стандарта для автомоторного топлива:  ГОСТ Р 51105-97 "Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", гармонизированный с европейской нормалью ЕН 228-1993; ГОСТ Р 51866-2002 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия", гармонизированный с ЕН 228-1999; а также ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", гармонизированный с ЕН 590—2004.

Все они обеспечивают выполнение принятого ТР "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", и разрабатываемого специального ТР "О требованиях к бензинам, дизельным топливам и другим горючесмазочным материалам", поэтому могут служить доказательной базой требований данных регламентов.

Стандарты на продукцию действуют в комплекте со стандартами на методы испытаний и контроля показателей качества этой продукции. В основном, методы контроля нефтепродуктов обеспечены национальными стандартами. Однако в международных торговых отношениях за арбитражные (эталонные) признаются методы контроля по американским стандартам (АСТМ) наряду с международными стандартами ИСО. Поэтому акцент в работах по стандартизации как в 2005 году, так и в 2006 году направлен на работы по гармонизации отечественных стандартов с методическими стандартами АСТМ и ИСО.

 

По мнению экспертов, ТР "О требованиях к выбросам…" и ТР "О требованиях к бензинам…" противоречат друг другу. Будут ли приняты меры по их координации?

Специалисты нашего Агентства при подготовке отзыва на проект регламента "О требованиях к бензинам…" также отметили противоречия с уже принятым ТР. В настоящее время данный проект находится в Минпромэнерго России, где идет его согласование.

 

Как Вы оцениваете целесообразность перехода с Евро-2 на Евро-4, минуя Евро-3?

Досрочное введение норм более высокого экологического класса не возбраняется. Это, безусловно, в первую очередь связано с готовностью производителей автомобилей и двигателей выпускать серийную продукцию с установленными показателями по вредным выбросам. Им необходимо принять для себя соответствующее решение, учитывая экономическую обоснованность производства более дорогих автомобилей (за более высокую экологию цена автомобиля дороже), а также учитывая объем поставок на рынок топлива с необходимыми характеристиками.

 

Процесс приведения топлива в соответствие с евростандартами ориентирован на решение проблем экологии, но не регламентирует сроки вытеснения с рынка низкокачественного топлива

Несмотря на уже действующие стандарты, не все НПЗ готовы выпускать соответствующую им продукцию. В первую очередь, это касается дизельного топлива.

По мере модернизации предприятий и внедрения технологий, обеспечивающих выпуск более качественных марок топлив, а также действия на рынке экономических рычагов, низкокачественная продукция будет уходить с рынка. Ориентиры перехода на более качественное топливо установлены в утвержденном ТР "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" и разрабатываемом ТР "О требованиях к бензинам, дизельным топливам и другим горюче-смазочным материалам".

Имеется в виду, что в технических регламентах установлены нормы выбросов в зависимости от класса автомобиля: Класс 2 - с даты вступления в силу регламента; Класс 3 - с 1 января 2008 года; Класс 4 - с 1 января 2010 года; Класс 5 - с 1 января 2014 года; Соответственно в техническом регламенте установлены основные технические требования к характеристикам топлива, которые повышаются в зависимости от класса автомобильной техники.

 

Но может ли один регламент работать без другого? Не приведет ли рассогласованность регламентов по времени к тому, что российский автопром не переживет перехода на Евро-4? Означает ли это, что Минпромэнерго лоббирует западного производителя?

Регламенты, утвержденный "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" и разрабатываемый "О требованиях к бензинам, дизельным топливам и другим горюче-смазочным материалам", безусловно, должны быть согласованы, так как должны создавать единое правовое пространство по регулируемым ими вопросам. На наш взгляд, Минпромэнерго не лоббирует западного производителя, а его усилия направлены на то, чтобы в технических регламентах были установлены скоординированные экологические требования как к автомобильной технике, так и к топливам, причем соответствующие мировым стандартам.

 

Почему разрешены к использованию присадки, содержащие марганец и железо, что, по сути, равнозначно наличию на рынке запрещенного этилированного бензина?

До начала 2005 года при Госстандарте России действовала Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей (МВК), в состав которой входили представители всех заинтересованных организаций. На заседании МВК и было принято согласованное решение о применении до 1 января 2007 года присадок, содержащих марганец и железо. До этого срока на предприятиях, производящих топливо, и, что самое главное, на основных поставщиках автотранспортных средств, должны быть проведены и проводятся полномасштабные испытания. По их результатам будет принято окончательное решение о целесообразности использования названных вами присадок.

Другое дело, что в результате структурной перестройки Правительства РФ МВК такого уровня могут создаваться только при министерствах или агентствах, подчиненных Президенту РФ или Правительству РФ. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не входит в указанную категорию, поэтому МВК была распущена и в настоящее время воссоздается при Минпромэнерго России.

Мы надеемся, что в 2006 году будут завершены работы по созданию МВК при министерстве, и по результатам проведенных работ она сможет принять решение о применении присадок, содержащих марганец и железо. Кстати, тетраэтилсвинец значительно более токсичен, чем железо- и марганецсодержащие присадки. Поэтому запрет на выпуск и обращение этилированного автомобильного бензина вполне обоснован.

 

Планируется ли система контроля за исполнением названных Вами решений?

На наше агентство постановлением Правительства РФ возложены функции по проведению государственного метрологического контроля и надзора, а также контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. Для осуществления этих функций установлена предельная численность в количестве 644 единиц.

Государственный контроль и надзор осуществляется путем проведения выборочных проверок на основе анализа состояния дел -- соблюдения субъектами хозяйственной деятельности метрологических правил и норм и обязательных требований к продукции. При выявлении нарушений должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия, выдаются предписания по устранению нарушений. Наша служба контролирует выполнение выданных предписаний путем проведения повторных проверок. В случаях невыполнения предписаний по устранению выявленных нарушений, материалы проверок направляются в судебные органы для принятия административных мер.

В Москве выборочный контроль и надзор за соблюдением метрологических правил и норм, а также обязательных требований к продукции осуществляют 27 сотрудников отдела Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства. Из них два сотрудника осуществляют надзор за обязательными требованиями к топливу на АЗС, включая отбор проб топлива для проведения испытаний на его соответствие установленным требованиям.

 

к содержанию номера Версия для печати

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

24.09.2021   Что дает посещение выставки GasSuf 2021 в октябре в МВЦ "Крокус Экспо"?
24.09.2021   Нефть дешевеет в рамках коррекции
24.09.2021   СИБУР и ТАИФ согласовали условия создания объединенной компании
24.09.2021   Газпром нефть намерена создать первое российское биотопливо для авиации
24.09.2021   Каталитические технологии добычи и переработки тяжелой нефти стали темой форума в Казани
24.09.2021   Татарстанские нефтяники приступили к строительству шинного производства в Казахстане
24.09.2021   Крупнейший трейдер прогнозирует подорожание нефти до 80 долларов
24.09.2021   На магистральном нефтепродуктопроводе Омск-Москаленки реконструируют участок перехода через реку Иртыш
24.09.2021   Нефть продолжает прибавлять в цене
24.09.2021   Первый арктический карбоновый полигон появится на Ямале
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru