Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"
 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / июнь 2006 АВТОРСКИЙ АРХИВ

к содержанию номера Версия для печати

АЛЕКСАНДР ПАНИН, Генеральный директор "Ленморниипроект",СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ, Директор по производству "Ленморниипроект"

Северо-Запад России: рост экспорта нефтепродуктов

Всего год назад, при анализе перспектив производства и экспорта нефтепродуктов, выполненных как отечественными, так и иностранными экспертами, наиболее частыми были прогнозы о незначительном увеличение или даже снижении экспорта нефти. Как следствие, аналогичные тенденции проецировали и на экспорт нефтепродуктов. Однако по итогам 2005 года наблюдается его существенный рост, причем в основном, за счет портов Северо-Запада. Больше того, если правительство будет поддерживать разницу в пошлинах на экспорт нефти и нефтепродуктов, то потребуется значительное увеличение перевалочных мощностей, поскольку дополнительный прирост экспорта нефтепродуктов к 2015 году может составить порядка 25-60 млн тонн.

 

По данным SeaNews, оборот нефтепродуктов в портах Северо-Запада России и Прибалтики в 2005 году вырос на 22,5%. При этом не смотря на то, что основной объем нефтепродуктов обрабатывается в портах Прибалтики (42,77 млн тонн), порты Северо-Запада России, обрабатывающие значительно меньше (22,25 млн тонн), продемонстрировали более существенный рост грузооборота (+ 44,9%; 

 

Наиболее значительно оборот нефтепродуктов вырос в Большом порту Санкт-Петербург - до 15,64 млн тонн (+16,3%) и Высоцке - до 5,18 млн тонн (рост в 4,1 раза). В БПСП основной объем нефтепродуктов переваливает "Петербургский нефтяной терминал", за 2005 год было обработано 10797,8 тыс. тонн, что на 18,2% выше показателя 2004 года. Грузооборот крупнейших операторов рейдовой перевалки – "Волготанкер" и "Ин-транзит" - составил 1783,7 тыс. тонн (рост в 4,1 раза) и 1390,6 тыс. тонн (-17,7%) соответственно. Вырос оборот Балтийского БАСУ - до 632,4 тыс. тонн в (рост в 3,1 раза) и "Эко Феникс Холдинг" - до 399,7 тыс. тонн (рост в 2,7раза). "Транстрейд" перевалил 633,2 тыс. т (+29,3%).

В Мурманске и Калининграде было обработано 3,07 млн тонн и 2,12 млн тонн соответственно. Архангельск перевалил 1,46 млн тонн, что превышает показатель 2004 года на 1,0%.

Столь неожиданный рост экспорта нефтепродуктов связан прежде всего с российской спецификой расчета пошлин на нефть, которые определяются по мониторингу цен на нефтяном рынке за двухмесячный период и фиксируются в постановлении Правительства РФ. Из-за высокого уровня цен на нефть пошлины стали слишком большими по сравнению с пошлинами на нефтепродукты, что привело к более интенсивному росту экспорта нефтепродуктов (в основном низкой глубины переработки).

Другая наметившаяся тенденция – отказ ряда нефтяных компаний от собственных транспортных проектов. Причинно-следственная связь, приведшая к данной тенденции, отслеживается довольно четко (см. "Причины и следствия").

Если государственная политика, направленная на стимулирование увеличения доли переработки нефти будет продолжаться, это должно привести к частичному замещению экспорта нефти экспортом нефтепродуктов. При этом величина замещения будет напрямую зависеть от уровня государственного влияния. Дополнительный прирост экспорта нефтепродуктов к 2015 году может составить порядка 25-60 млн тонн, тогда как внутреннее потребление, скорее всего, возрастет незначительно – на 5-15 млн тонн.

 

Причины и следствия

 

На этом фоне вопрос создания новых перегрузочных мощностей для перевалки нефтепродуктов становится особенно актуальным. В настоящее время ОАО "Ленморниипроект" завершил "Корректировку гене­ральной схемы развития транспортно-технологических портовых комплексов Фин­ско­го залива”, в которой учтены и возросшие потребности в перевалке нефтепродуктов. В гене­ральной схеме по этим видам грузов предусматривается следующий грузооборот на 2010, 2015 годы . Это работа выполнена по заказу ФГУП "Росморпорт" и на данном этапе находится на стадии согласования. Однако уже очевидно, что реальные потребности в  перевалке нефтепродуктов могут превысить спрогнозированный грузооборот, и его освоение потребует строительства новых и реконструкции имеющихся перегрузочных мощностей .

 

Грузооборот портов Финского залива по нефтеналиву на 2010, 2015 гг. (млн т)

Наименование­
груза

Порты Финского залива

БПСПб

Высоцк
Лукойл II

Усть-Луга

Приморск

2010

2015

2010

2015

2010

2015

2010

2015

2010

2015

1. Наливные

99,5

116,0

15,5

15,5

6,0

10,0

1,5

5,0

76,5

85,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 нефть сырая

63,0

66,0

-

-

-

-

-

-

63,0

66,0

1.2 нефтепродукты

35,0

48,0

15,5

15,5

6,0

10,0

-

3,0

13,5

19,5

1.3. жидкие химические продукты, прочие

1,5

2,0

 

 

 

 

1,5

2,0

 

 

 

 

 

ПАНОРАМА ПЕРЕВАЛКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РФ

 

Порт Санкт-Петербург

"Петербургский нефтяной терминал" (дизельное топливо, мазут) работает на уровне своей пропускной способности. В случае реконструкции морского канала для пропуска судов больших размерений и увеличения резервуарного парка, к 2010 году, сможет перегружать порядка 15 млн т в год.

Нефтебаза "Несте Санкт-Петербург", построенная в прибрежной полосе, в районе железнодорожной станции Бронка, в случае развития портовой зоны сможет получить морской фронт для обработки танкеров. Ее грузооборот мог бы составить от 3 млн тонн в год.

 

Порт Приморск

в рамках проекта БТС перевалка нефтепродуктов может осуществляться на строящихся причалах №3 и № 4. К 2915 году объем перевалки нефтепродуктов здесь может достигать 6 млн тонн.

"Транснефтепродукт" продолжает строительство терминал по перегрузке нефтепродуктов: пропускная способность первого пускового комплекса - до 8,4 млн т (ввод 2007 г.), первой очереди - до 17 млн т (ввод до 2010 г.).

В порту в настоящее время, существуют еще две неосвоенные площадки с выходом на акваторию Финского залива, что предполагает дополнительные возможности его развития.

 

 

 

Остров Высоцкий

Перевалочный комплекс "ЛУКОЙЛ–2" (нефть, дизельное топливо, вакуумный газойль) распложенный у юго-западного побережья острова Высоцкий вышел на проектную мощность в 8 млн т нефтепродуктов на экспорт в год. В перспективе терминал может выйти на мощность– 14,5 млн т в год.

 

 

Морской торговый порт Усть-Луга:

Генеральная схема развития порта Усть-Луга предусматривает строительство двух комплексов для перевалки: нефтеналивных грузов и бункеровочного. Грузооборот комплекса нефтеналивных грузов планируется в объеме 5 млн тонн в год. Начаты подготовительные работы по строительству бункеровочного комплекса, предназначенного для перевалки нефтепродуктов и жидких химических грузов, включая метанол. В состав грузооборота бункеровочного комплекса входит бензин – 1,4 млн т, керосин – 0,4 млн т и газовый конденсат – 0,2 млн т в год.

 

Портовый район "Горки"

В проекте портового района "Горки" в составе комплекса "Лужская губа" Межведомственной комиссией Ленинградской области одобрены три заявки на строительство терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов:

  • грузооборот терминала "ТНК ВР менеджмент" составит 12 млн т в год, в том числе, нефти - 7,5 млн т, мазута - 4 млн т, дизельного топлива - 0,5 млн тонн;

  • грузооборот терминала "Ойл танкинг" составит 3 млн т мазута, 3 млн т нефти, 750 тыс.т дизельного топлива и 750 тыс.т бензина;

  • грузооборот первой очереди терминала "Северо-Западный Альянс" составит 10 млн т в год (3,8 млн т - нефть, 4 млн т - мазут, 2 млн т - дизельное топливо, 0,2 млн т - бункерное топливо). Возможно наращивание объемов перевалки до 18 млн тонн.

Однако, из-за отсутствия на территории портового района железнодорожных подходов его освоение маловероятно в ближайшее время.

 

Калининградская область

в Калининградской области о планах развития терминалов для перевалки нефтепродуктов заявляет большое количество компаний. Основным препятствием для их развития является длинный, неглубоководный подходной канал. Но даже при этих ограничениях перевалка нефтепродуктов в Калининграде является экономически эффективной. Если будут решены вопросы с подходным каналом, то потенциальный грузопоток в этой зоне может оцениваться в 10-15 млн тонн в год.

 

Мурманский морской рыбный порт

Переваливает нефть и нефтепродукты в 3-м районе порта. Пропускная способность комплекса - 2,5 млн т в год. Перевалено нефтепродуктов за 2005 год – 1,59 млн т.

 

Мурманский морской торговый порт

В районе причала № 20 проектируется комплекс для перегрузки темных нефтепродуктов. В 2010-2015 годах он предполагает грузооборот 4,0 млн тонн в год.

На территории ФГУП "35 судоремонтный завод" МОРФ проектируется комплекс для временного хранения и отгрузки мазута на экспорт. Перспективный грузооборот комплекса на 2010 и 2015 гг. составляет 5,0 млн тонн.

 

Мыс Мохнаткина Пахта

В IV квартале 2005 года завершено строительство комплекса по перевалке мазута на экспорт. Предположительный объем перевалки на первом этапе работы комплекса составит 2 млн тонн в год, с последующим увеличением объема до 2,5 – 3 млн тонн через 1-1,5 года. Стивидорная компания – "Коммандит Сервис".

 

Морской порт Витино

После углубления фарватера и расширения резервуарного парка сможет увеличить грузооборот до 500 тыс. тонн в месяц. В 2005 году через Витино было перевалено 1,48 млн тонн нефтепродуктов. На данном этапе перевалку в порту ведут стивидорные компании "Морской порт Витино" и "Беломорская нефтебаза".

 

 

 

к содержанию номера Версия для печати

ЗИМА-2022

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

24.03.2023   Александр Новак: Дисконт на нефть Urals с середины января снизился уже на $8
24.03.2023   Александр Новак поручил проработать финансирование энергетической "дорожной карты"
24.03.2023   Компания "Газпром нефть" намерена создать производство мало- и среднетоннажной химии в Удмуртии
24.03.2023   Дочка Росатома заполняет насосами освобождающуюся иностранцами нишу в РФ
24.03.2023   Нефть дешевеет под давлением рисков рецессии
23.03.2023   Александр Новак назвал ожидаемый объем поставок газа в Китай по "Силе Сибири"
23.03.2023   Арктический научный центр Роснефти и Иннопрактика завершают испытания микробного препарата для утилизации углеводородов
23.03.2023   В Западной Сибири стартовал конкурс социальных и культурных проектов ЛУКОЙЛа
23.03.2023   Минэнерго РФ: высокая цена фрахта на рынке нефти будет временным явлением
23.03.2023   Павел Завальный: Необходимости в пересмотре налогов для нефтяной отрасли нет
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2023
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru