АЛЕКСАНДР ПАНИН, Генеральный директор "Ленморниипроект",СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ, Директор по производству "Ленморниипроект" Северо-Запад России: рост экспорта нефтепродуктов
Всего год назад, при анализе перспектив производства и экспорта нефтепродуктов, выполненных как отечественными, так и иностранными экспертами, наиболее частыми были прогнозы о незначительном увеличение или даже снижении экспорта нефти. Как следствие, аналогичные тенденции проецировали и на экспорт нефтепродуктов. Однако по итогам 2005 года наблюдается его существенный рост, причем в основном, за счет портов Северо-Запада. Больше того, если правительство будет поддерживать разницу в пошлинах на экспорт нефти и нефтепродуктов, то потребуется значительное увеличение перевалочных мощностей, поскольку дополнительный прирост экспорта нефтепродуктов к 2015 году может составить порядка 25-60 млн тонн.
По данным SeaNews, оборот нефтепродуктов в портах Северо-Запада России и Прибалтики в 2005 году вырос на 22,5%. При этом не смотря на то, что основной объем нефтепродуктов обрабатывается в портах Прибалтики (42,77 млн тонн), порты Северо-Запада России, обрабатывающие значительно меньше (22,25 млн тонн), продемонстрировали более существенный рост грузооборота (+ 44,9%;
Наиболее значительно оборот нефтепродуктов вырос в Большом порту Санкт-Петербург - до 15,64 млн тонн (+16,3%) и Высоцке - до 5,18 млн тонн (рост в 4,1 раза). В БПСП основной объем нефтепродуктов переваливает "Петербургский нефтяной терминал", за 2005 год было обработано 10797,8 тыс. тонн, что на 18,2% выше показателя 2004 года. Грузооборот крупнейших операторов рейдовой перевалки – "Волготанкер" и "Ин-транзит" - составил 1783,7 тыс. тонн (рост в 4,1 раза) и 1390,6 тыс. тонн (-17,7%) соответственно. Вырос оборот Балтийского БАСУ - до 632,4 тыс. тонн в (рост в 3,1 раза) и "Эко Феникс Холдинг" - до 399,7 тыс. тонн (рост в 2,7раза). "Транстрейд" перевалил 633,2 тыс. т (+29,3%).
В Мурманске и Калининграде было обработано 3,07 млн тонн и 2,12 млн тонн соответственно. Архангельск перевалил 1,46 млн тонн, что превышает показатель 2004 года на 1,0%.
Столь неожиданный рост экспорта нефтепродуктов связан прежде всего с российской спецификой расчета пошлин на нефть, которые определяются по мониторингу цен на нефтяном рынке за двухмесячный период и фиксируются в постановлении Правительства РФ. Из-за высокого уровня цен на нефть пошлины стали слишком большими по сравнению с пошлинами на нефтепродукты, что привело к более интенсивному росту экспорта нефтепродуктов (в основном низкой глубины переработки).
Другая наметившаяся тенденция – отказ ряда нефтяных компаний от собственных транспортных проектов. Причинно-следственная связь, приведшая к данной тенденции, отслеживается довольно четко (см. "Причины и следствия").
Если государственная политика, направленная на стимулирование увеличения доли переработки нефти будет продолжаться, это должно привести к частичному замещению экспорта нефти экспортом нефтепродуктов. При этом величина замещения будет напрямую зависеть от уровня государственного влияния. Дополнительный прирост экспорта нефтепродуктов к 2015 году может составить порядка 25-60 млн тонн, тогда как внутреннее потребление, скорее всего, возрастет незначительно – на 5-15 млн тонн.
Причины и следствия
На этом фоне вопрос создания новых перегрузочных мощностей для перевалки нефтепродуктов становится особенно актуальным. В настоящее время ОАО "Ленморниипроект" завершил "Корректировку генеральной схемы развития транспортно-технологических портовых комплексов Финского залива”, в которой учтены и возросшие потребности в перевалке нефтепродуктов. В генеральной схеме по этим видам грузов предусматривается следующий грузооборот на 2010, 2015 годы . Это работа выполнена по заказу ФГУП "Росморпорт" и на данном этапе находится на стадии согласования. Однако уже очевидно, что реальные потребности в перевалке нефтепродуктов могут превысить спрогнозированный грузооборот, и его освоение потребует строительства новых и реконструкции имеющихся перегрузочных мощностей .
Грузооборот портов Финского залива по нефтеналиву на 2010, 2015 гг. (млн т)
Наименование
груза
|
Порты Финского залива
|
БПСПб
|
Высоцк
Лукойл II
|
Усть-Луга
|
Приморск
|
2010
|
2015
|
2010
|
2015
|
2010
|
2015
|
2010
|
2015
|
2010
|
2015
|
1. Наливные
|
99,5
|
116,0
|
15,5
|
15,5
|
6,0
|
10,0
|
1,5
|
5,0
|
76,5
|
85,5
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 нефть сырая
|
63,0
|
66,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
63,0
|
66,0
|
1.2 нефтепродукты
|
35,0
|
48,0
|
15,5
|
15,5
|
6,0
|
10,0
|
-
|
3,0
|
13,5
|
19,5
|
1.3. жидкие химические продукты, прочие
|
1,5
|
2,0
|
|
|
|
|
1,5
|
2,0
|
|
|
ПАНОРАМА ПЕРЕВАЛКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РФ
Порт Санкт-Петербург
"Петербургский нефтяной терминал" (дизельное топливо, мазут) работает на уровне своей пропускной способности. В случае реконструкции морского канала для пропуска судов больших размерений и увеличения резервуарного парка, к 2010 году, сможет перегружать порядка 15 млн т в год.
Нефтебаза "Несте Санкт-Петербург", построенная в прибрежной полосе, в районе железнодорожной станции Бронка, в случае развития портовой зоны сможет получить морской фронт для обработки танкеров. Ее грузооборот мог бы составить от 3 млн тонн в год.
Порт Приморск
в рамках проекта БТС перевалка нефтепродуктов может осуществляться на строящихся причалах №3 и № 4. К 2915 году объем перевалки нефтепродуктов здесь может достигать 6 млн тонн.
"Транснефтепродукт" продолжает строительство терминал по перегрузке нефтепродуктов: пропускная способность первого пускового комплекса - до 8,4 млн т (ввод 2007 г.), первой очереди - до 17 млн т (ввод до 2010 г.).
В порту в настоящее время, существуют еще две неосвоенные площадки с выходом на акваторию Финского залива, что предполагает дополнительные возможности его развития.
Остров Высоцкий
Перевалочный комплекс "ЛУКОЙЛ–2" (нефть, дизельное топливо, вакуумный газойль) распложенный у юго-западного побережья острова Высоцкий вышел на проектную мощность в 8 млн т нефтепродуктов на экспорт в год. В перспективе терминал может выйти на мощность– 14,5 млн т в год.
Морской торговый порт Усть-Луга:
Генеральная схема развития порта Усть-Луга предусматривает строительство
двух комплексов для перевалки: нефтеналивных грузов и бункеровочного. Грузооборот комплекса нефтеналивных грузов планируется в объеме 5 млн тонн в год. Начаты подготовительные работы по строительству бункеровочного комплекса, предназначенного для перевалки нефтепродуктов и жидких химических грузов, включая метанол. В состав грузооборота бункеровочного комплекса входит бензин – 1,4 млн т, керосин – 0,4 млн т и газовый конденсат – 0,2 млн т в год.
Портовый район "Горки"
В проекте портового района "Горки" в составе комплекса "Лужская губа" Межведомственной комиссией Ленинградской области одобрены три заявки на строительство терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов:
- грузооборот терминала "ТНК ВР менеджмент" составит 12 млн т в год, в том числе, нефти - 7,5 млн т, мазута - 4 млн т, дизельного топлива - 0,5 млн тонн;
- грузооборот терминала "Ойл танкинг" составит 3 млн т мазута, 3 млн т нефти, 750 тыс.т дизельного топлива и 750 тыс.т бензина;
- грузооборот первой очереди терминала "Северо-Западный Альянс" составит 10 млн т в год (3,8 млн т - нефть, 4 млн т - мазут, 2 млн т - дизельное топливо, 0,2 млн т - бункерное топливо). Возможно наращивание объемов перевалки до 18 млн тонн.
Однако, из-за отсутствия на территории портового района железнодорожных подходов его освоение маловероятно в ближайшее время.
Калининградская область
в Калининградской области о планах развития терминалов для перевалки нефтепродуктов заявляет большое количество компаний. Основным препятствием для их развития является длинный, неглубоководный подходной канал. Но даже при этих ограничениях перевалка нефтепродуктов в Калининграде является экономически эффективной. Если будут решены вопросы с подходным каналом, то потенциальный грузопоток в этой зоне может оцениваться в 10-15 млн тонн в год.
Мурманский морской рыбный порт
Переваливает нефть и нефтепродукты в 3-м районе порта. Пропускная способность комплекса - 2,5 млн т в год. Перевалено нефтепродуктов за 2005 год – 1,59 млн т.
Мурманский морской торговый порт
В районе причала № 20 проектируется комплекс для перегрузки темных нефтепродуктов. В 2010-2015 годах он предполагает грузооборот 4,0 млн тонн в год.
На территории ФГУП "35 судоремонтный завод" МОРФ проектируется комплекс для временного хранения и отгрузки мазута на экспорт. Перспективный грузооборот комплекса на 2010 и 2015 гг. составляет 5,0
млн тонн.
Мыс Мохнаткина Пахта
В IV квартале 2005 года завершено строительство комплекса по перевалке мазута на экспорт. Предположительный объем перевалки на первом этапе работы комплекса составит 2 млн тонн в год, с последующим увеличением объема до 2,5 – 3 млн тонн через 1-1,5 года. Стивидорная компания – "Коммандит Сервис".
Морской порт Витино
После углубления фарватера и расширения резервуарного парка сможет увеличить грузооборот до 500 тыс. тонн в месяц. В 2005 году через Витино было перевалено 1,48 млн тонн нефтепродуктов. На данном этапе перевалку в порту ведут стивидорные компании "Морской порт Витино" и "Беломорская нефтебаза".
|