Отечественные НПЗ, как известно, все еще имею высокую долю мазута в структуре выпускаемых ими нефтепродуктов. Но спрос на мазут падает и в России, и на экспортных рынках, где конкуренция становится все более ощутимой, а доходность продаж, в лучшем случае, остается стабильной даже при высоких скачках цен на нефть. По прогнозам экспертов, начиная примерно с 2007 года, падение спроса и цен на мазут для российских НПЗ станет уже весьма ощутимым. Их ускоренная модернизация ориентированная на увеличение выпуска светлых нефтепродудктов вряд ли может стать "спасательным кругом". Равно как и смещение приоритетов на облагораживание остаточных продуктов или интеграцию с нефтехимией. В течение семи лет – с 2007 по 2014 год, к которому российские стандарты на нефтепродукты догонят наконец европейские нормы, относительно стабильно смогут работать только НПЗ ориентированные на столичные рынки и географически приближенные к экспортным. Остальным же, вероятно, придется уступить своим конкурентам возможность воспользоваться выгодным разрывом цен на рынке премиум-нетфепродуктов, сохраняя стабильность продаж мазута на грани рентабельности.